Азартные игры для Милли Меджлиса важнее банков наше послесловие

Эльнур Мамедов, отдел экономики

Наш Милли Меджлис действительно непредсказуем. И дело не только в самых невероятных заявлениях отдельных парламентариев, от которых порой волосы встают дыбом. Мы ко всему этому уже привыкли. Сегодня хотим остановиться на невероятных плодах коллективного творчества парламента Азербайджана, которые нередко по истечении короткого периода вновь отменяются, и все возвращается на круги своя. То ли законодатели вначале поверхностно рассматривают представленные им законопроекты, то ли поддаются на уговоры или давление правительственных чиновников, то ли просто как начинающие экспериментаторы все хотят испытать путем проведения опытов… на нас с вами.

К очередному перлу творчества Милли Меджлиса можно отнести и законопроект о внесении поправки в Налоговый кодекс Азербайджана, который на днях утвердили депутаты на пленарном заседании. Что же предусматривает эта поправка, на которой мы решили остановиться? Оказывается, Милли Меджлис решил освободить от налогообложения выигрыши в спортивных азартных играх. И хотя азартные игры традиционно никогда не поощряются официальными органами, да и общественностью в целом, в связи с чем они обычно облагаются высокими налогами, нас сегодня больше интересует другая сторона этого вопроса.

Памятно, как год назад, в ходе обсуждения в парламентском комитете по экономической политике законопроекта «О внесении изменений в Налоговый кодекс» министр налогов Фазиль Мамедов предложил ввести с 2016 года налог на выигрыши от спортивных азартных игр в размере 10%. По его прогнозам, введение 10%-ного налога на выигрыши обеспечит поступление в госбюджет дополнительных 25 млн манатов. То есть предлагалось вычесть эту сумму при уточнении физическими лицами общего дохода. Позже министр также сообщил, что оборот в сфере спортивных азартных игр оценивается на уровне 300 млн манатов. На выигрыши приходится примерно 75% этого объема, 10% от которых и составят около 25 млн манатов.

Вняв убеждениям главного налоговика страны, Милли Меджлис утвердил данный законопоект, и с 1 января 2016 года в Азербайджане все выигрыши в спортивных азартных играх стали подвергаться обязательному налогообложению. Депутатам и тогда было прекрасно известно, что с 2013 года выигрыши физических лиц в стране были освобождены от налогообложения. Это способствовало активному развитию всей игорной индустрии страны, благодаря чему ежегодный оборот сферы спортивных азартных игр, скажем, за 2015 год составил около одного миллиона манатов  (640 тыс. долларов). Тогда такой акт объяснили тем, что сложившаяся экономическая ситуация в стране стала поводом для пересмотра Налогового кодекса в целом и налогообложения выигрышей от спортивных игр, в частности.

Да, мы помним, как в конце прошлого года Милли Меджлис провел целый законодательный парад для улучшения экономической ситуации в стране. И тогда мы к этому отнеслись с пониманием, бюджет требовал многих жертв. Но одни из них, в том числе и связанные с алкогольными напитками и табачными изделиями, вскоре пришлось отменить – настолько они оказались необдуманными и преждевременными. 

А теперь вот отменили еще одну поправку, внесенную в Налоговый кодекс Милли Меджлисом примерно год назад. И отмена коснулась почему-то именно выигрышей от азартных спортивных игр, которые вряд ли затрагивают большую часть населения, зарабатывающую деньги своим потом, а не случайным везением.

Нет, скажем, чтобы отменили налоги на банковские дивиденды – и миллионам вкладчиков можно помочь, да и поток вкладчиков в банки можно поднять. А то совсем наши банки большие трудности испытывают, того и гляди начнется новый этап их массового закрытия. Но нет, азартные игры оказались важнее банков, а не поощряемые даже религией азартные игроки оказались важнее простых тружеников, на глазах теряющих годами накопленные сбережения.

Может, у нас улучшилась экономическая обстановка, а мы этого не заметили? Но и статистика доказывает, что это не так, бюджет по-прежнему остро нуждается в пополнениях. Видимо, для депутатов интересы небольшой кучки азартных игроков оказались выше интересов не только миллионов вкладчиков, но и государства в целом.

Но избирают-то ведь их не любители азартных игр, которые в целом редко когда задумываются об их защитниках-депутатах – не до них им. Депутатов как раз-таки избирают те же вкладчики, которые, в отличие от азартных игроков, интересуются и политиками, и делами своих депутатов. Но вот беда – депутаты делами своих избирателей не интересуются. Интересно, что заставляет их поступать наперекор простой логике?