Цена невесты в Азербайджане От царской России до наших дней – исследование haqqin.az

Рауф Керимли

"Вы знаете, что мы допускаем шариат для укрепления власти трудящихся, - говорил Сергей Киров (в то время первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана) в апреле 1921 года на учредительном съезде Горской республики во Владикавказе. - Как вы это сделаете - этот вопрос ни с какой стороны нас не интересует. Это ваше дело. Пройдет время - будет подлинный коммунистический рай. Но все же это не значит, что все во всех отношениях на земном шаре будут острижены под одну гребенку". Это – фрагмент из недавней публикации российской газеты «Коммерсант», посвященной нравам почти столетней давности и касающейся вопроса «калыма» - выкупа за невесту.

Как показали минувшие десятилетия, ситуация к лучшему изменилась не сильно, в том числе и в Азербайджане. Богатые выдают своих дочерей за отпрысков богатых, бедные – за бедных. Впрочем, и 100 лет назад не все удавалось, хотя советская власть пыталась даже регулировать норму калыма - «100 рублей и два барана». Так Советы пытались бороться с расслоением населения. Чтобы, к примеру, небогатый молодой человек имел шансы взять в жены девушку из более обеспеченной семьи, и которая отвечает ему взаимностью.

Например, в Северной Осетии калым задолго до революции выражался суммой от 300 до 500 рублей, причем в основном он выплачивался деньгами, в меньшей доле — натурой: скотом, мебелью.

В Киргизии выбор невесты зависел не от «жениха», а от родителей, которые нередко сватали для сыновей своих невест тогда, когда и жених, и невеста были еще в пеленках.

Обычай покупки невесты в Туркмении подкреплялся "брачным правом на воду". Только женатый мусульманин мог пользоваться искусственным орошением, без которого в Средней Азии выращивать что-то было невозможно. 

В Казахстане калым платили не только за девушку, которая достигла брачного возраста, но и за девочку, которой до него было еще далеко. А иногда калым получали и вовсе за младенца, договорившись с родителями жениха, который, как правило, был примерно того же возраста, что и невеста.

А что было характерно для Азербайджана тех времен? И что осталось сейчас?

Как сообщила haqqin.az председатель азербайджанского общественного объединения помощи женщинам "Чистый мир" Мехрибан Зейналова, калым или выкуп за невесту в разных регионах Азербайджана называется по-разному («Başlıq pulu», «süd pulu»), но начало такой традиции было положено давно. 

«К сожалению, эта традиция сохранилась и в советский период, а в некоторых регионах страны существует и сегодня. Сумма калыма всегда разная - от 100 до 1000 манатов. Эта традиция законом не закреплена, но многие родители относятся к ней как к чему-то само собой разумеющемуся. В некоторых семьях калым несет характер финансовой поддержки семьи невесты в приготовлениях к свадьбе», - отметила М.Зейналова. 

В свою очередь, учредитель и главврач Регионального психологического центра, психолог Даянат Рзаев заявил, что калым – мусульманская традиция и присутствует в исламских странах.

«Калым носил характер гарантии, так как мужчины могли легко развестись, а женщина разводиться не могла. Муж легко мог выгнать жену из дома, поэтому отец невесты брал у жениха калым, который мог бы впоследствии обеспечить существование женщине в случае развода», - пояснил эксперт. 

Однако, по мнению Д.Рзаева, сегодня в Азербайджане калыма как такового нет. «Азербайджан скорее европейская страна, поэтому здесь больше свободы, чем в Иране или российском Дагестане. И я считаю, что сумма от 100 до 1000 манатов носит символический характер. Поэтому считать это калымом невозможно», - заявил психолог. 

В беседе с haqqin.az Мехрибан Зейналова упомянула и такую традицию, как приданое («джехиз»). 

«На самом деле ранее приданое и калым не существовали в такой форме, как сегодня. Раньше это делалось для финансовой поддержки молодых, а сегодня люди настолько зависимы от приданого, что даже решаются на самоубийство. Например, в прошлом году был случай, когда девушка покончила с собой из-за отсутствия приданого. А недавно отец, который не был в силах купить дочери приданое, совершил попытку суицида в метро», - напомнила М.Зейналова.

По ее словам, молодожены должны сами стараться приобрести все нужные им бытовые вещи, мебель, технику и даже дом. А в Азербайджане пока родители не купят все «до иголки с ниткой» своим детям, они чувствуют себя виноватыми.

«Это приводит к ссорам и скандалам в семье. Изначально традиция калыма и приданого рассматривалась как первая помощь молодоженам и в приданое давались лишь продукты первой необходимости, чтобы было на чем спать и из чего есть. А что происходит сейчас? В приданое дают холодильник, кондиционер, мебель. Одним словом, все то, что человек наживает за всю жизнь, родители пытаются купить в один день. Думаю, что и эта традиция в скором времени будет нуждаться в каких-то оговорках в законодательстве, так как пока эти вопросы не будут оговорены законодательно, с ними будет сложно бороться. 

Закон повлиял и на такие традиции как кража невесты и ранние браки. И в случае с калымом и приданым он тоже может повлиять. Такие традиции приводят к напряжению в отношениях, а далее к насилию и разводам», - заключила М.Зейналова. 

Психолог Д.Рзаев также затронул тему приданого. «Я встречался с жертвами "джехиза", и к этому я тоже отношусь отрицательно», - заявил он. «Бывает, что мать жениха не хочет брать невесту, так как у нее нет приданого. Но если двое любят друг друга, то зачем им калым и "джехиз"? Есть стереотип, что у жениха должен быть дом, а у невесты приданое. Сейчас из-за экономического положения в стране у многих нет ни дома, ни приданого. Через какое-то время это отразится на некоторых слоях населения. Так что же, люди должны перестать выходить замуж и жениться?», - добавил Д.Рзаев.

Кстати, попытки ликвидировать вековую практику калыма привели к хаосу, которым воспользовались наиболее ушлые граждане еще 100 лет назад. "В Ингушетии некто Бадургоев, будучи в гостях в одном доме, попросил находившуюся в этом доме девицу Базиеву постирать его носовой платок. В платке оказались 5 рублей денег, которые девица хотела вернуть Бадургоеву, но последний отказался их принять, заявив, что деньги даны ей в виде калыма и в силу горского адата (обычая) она обязана выйти за него замуж, при этом он предупредил как ее, так и родственников, что в случае выхода ее замуж за другого он лишит жизни ее отца, брата и других родственников", - рассказывала ингушская газета "Сердало" в августе 1923 года. 

Как уже понятно, вопреки всем законодательным запретам и несмотря на уголовные наказания, народная традиция осталась жива — калым в разной форме практиковался на протяжении всего советского периода. Сохранился и сейчас. Как с этим явлением бороться и стоит ли? Ведь иногда речь идет о жизнях молодых людей, которые от безысходности кончают с собой, и насколько серьезна эта проблема для Азербайджана?

Отвечая на эти вопросы М.Зейналова заявила, что стереотипы связаны с экономическим положением страны. 

«Изначально даже на поминках еду давали лишь прибывшим издалека гостям, а сегодня стало обязательным накрывать богатый стол, так как людям есть что тратить. Мы почему-то очень любим яркость и пышность до такой степени, что наносим вред себе и окружающим. Люди перестали ценить простоту, они пытаются соревноваться друг с другом. Нет такого, чтобы человек действовал в меру своих возможностей. Если сосед покупает богатое приданое, то и другой сосед не хочет отставать и лезет в долги», - отметила М.Зейналова.

В свою очередь, психолог Д.Рзаев сообщил, что постепенно традиции "джехиза", а тем более калыма, будут отмирать. «Лет через 10-20, если мы пойдем по европейскому пути, эти традиции исчезнут».