Путин избавляется от старогвардейцев: ставка на «молодых технократов» взгляд из Москвы

Евгений Бай, автор haqqin.az

Фраза, произнесённая российским историком-философом Николаем Карамзиным, стала знаменитой во время его поездки в Европу в конце ХVIII века. Тогда в ответ на вопрос русских эмигрантов: " Что, в двух словах, происходит на родине?" он ответил всего одним словом:" Воруют". Сейчас, более двух веков спустя, ответом на этот вопрос может быть следующий: "Воруют все".

И губернаторы, и генералы, и министры

Это известие в середине ноября шокировало если не всю Россию (простые люди к подобным вестям привыкли), но уж точно политическую элиту страны. Было объявлено о задержании Следственным комитетом главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева. Как говорится в опубликованном СК сообщении, чиновник был взят с поличным при получении взятки в особо крупном размере - $2 млн.

Чуть позже выяснились и детали дела. Оказалось, что министр находился под наблюдением ФСБ больше года. А деньги были переданы министру в ходе следственного эксперимента, которому предшествовала прослушка телефонных разговоров Улюкаева. Эту сумму он получил за выданную Минэкономразвития положительную оценку, позволившую «Роснефти» осуществить сделку по приобретению государственного пакета акций «Башнефти» в размере 50%.

Арест Улюкаева по замыслу властей был призван выглядеть как апофеоз борьбы с коррупцией. Теперь в Москве говорят, что арест Улюкаева стал не свидетельством победы над коррупционерами, а признаком тотального кризиса всей антикоррупционной кампании. И если раньше за коррупцию сажали губернаторов (А. Хорошавин - глава Сахалина, Н. Белых - Кировская область), следователей по особо важных делам (таких, как бывший борец с коррупцией в МВД Захарченко и других), зампрокуроров и бизнесменов, то теперь очередь дошла до федерального министра. Поневоле вспомнишь Карамзина.

Надо брать отовсюду

Вдумчивые российские эксперты Улюкаева не пожалели. Доктор экономических наук Никита Кричевский легко дает объяснения тому, что находящийся на таком высоком посту человек брал взятки. "Менталитет у этих людей ровно такой, - говорит он. - Надо получать отовсюду. Надо получать налом, чтобы не засветиться. Надо накопить себе на безбедную старость. Надо максимально заработать на большой должности".

А репутация у министра, надо сказать, была неважная. В экспертном сообществе о нем говорили, что кроме демагогии, дежурных фраз, которые может произнести любой школьник, он не говорил ничего. Банальные «надо развивать экономику», «сырьевая модель себя исчерпала», «надо привлекать инвестиции».

Одновременно обстоятельства ареста породили в Москве немало шуток. До этого, когда арестовывали высокопоставленного коррупционера, то всегда крупным планом показывали его растерянное лицо. Телезрители привыкли, что вслед за словами "взяли с поличным" должна следовать картинка - изъятые в большом количестве купюры. Но в случае с Улюкаевым ничего подобного не было.

Отдельной темой для обсуждения стала сама сумма взятки в $2 млн, которая инкриминируется бывшему министру. Претензия к Улюкаеву в том, что он сделал что-то не то, что-то неправильное по аппаратно-политическим правилам, и поэтому ему предъявлено обвинение. А если бы все делал правильно, то такую "мелочь", как $2 млн в руках министра (если они действительно были у него в руках), никто бы и не заметил.

В недавнем послании президента Федеральному собранию (haqqin.az комментировал отдельные положения его речи) был подтвержден курс на борьбу с коррупцией. Путин специально оговорился: ни высокий ранг, ни прежние заслуги не должны препятствовать расследованиям, но недопустимо объявлять виновных заранее, до суда. Чем как раз и грешат силовые ведомства, поднимая вокруг своей работы информационный шум. «Борьба с коррупцией – это не шоу, она требует профессионализма, серьезности и ответственности, только тогда она даст результат, получит осознанную, широкую поддержку со стороны общества», – заявил президент.

Не снилось и Андропову

Как считает Н. Кричевский задержание Улюкаева, произведенное с неформальной санкции Путина, повлечет тектонические сдвиги во всей системе государственного управления экономикой и финансами. В ходе "прозрения" Улюкаева наверняка вспыхнут многие подробности из экономической жизни нашей страны: игра на курсе рубля в интересах западных спекулянтов, контроль за размещением "горячих" денег, "убийство" многих банков, приватизационные сделки, подтасовка статистических фактов в интересах конкретных компаний и многое другое. Улюкаев молчать не будет. Он сдаст всех.

И сигналов о том, что такое может произойти, немало. Арест Алексея Улюкаева породил «лихорадочную атмосферу» среди членов российского правительства, сообщили агентству Reuters несколько источников в российском правительстве. Чиновники опасаются новых «чисток», и не исключают, что за арестом Улюкаева могут последовать новые задержания. Один из правительственных чиновников даже провел параллель с «чистками» в СССР, которые «часто заканчивались расстрелами и ссылками в лагеря».

В "зоне опасности" оказались сразу несколько чиновников: вице-премьер Аркадий Дворкович, помощник президента Андрей Белоусов и помощник первого вице-премьера И. Шувалова Марина Романова. Все они в той или иной степени (как и арестованный министр Улюкаев) относятся к либеральному клану, которому противостоят российские силовики. Предполагается, что за первыми стоит премьер-министр Д. Медведев, которого российские "ястребы" из силовых структур давно уже хотят убрать руками президента и таким образом получить большее пространство для маневра с видом на президентские выборы 2018 года и последующий период.

Правда, Путин, известный своей системой сдержек и противовесов, такой массированной атаке на чрезвычайно лояльного и послушного ему Медведева и его либералов противится. Можно предвидеть, что Медведев останется на своем посту вплоть до президентских выборов. Но совершенно ясно также, что ФСБ продолжит расставлять сети вокруг приближенных к нему чиновников.

Отдельная тема - резко усилившееся влияние главы нефтяной компании "Роснефть" Игоря Сечина. Большинство аналитиков, наблюдателей сходятся в том, что Сечин отомстил Улюкаеву за некоторую "упертость" в вопросе приватизации "Башнефти". Мол, не захотел делать то, что должен был в силу своей должности, да еще и попросил взятку за это.

До этого, как свидетельствуют многие чиновники, Путин сомневался, доверить ли "Роснефти" покупку половины акции "Башнефти" или объявить конкурс. Сечин убеждал президента в том, что только он может дать в бюджет самую большую сумму и Путин в конце-концов согласился.

Но одновременно, как считает известный независимый политолог Андрей Колесников, история с арестом министра ставит довольно серьезный вопрос. "Проблема в невероятном, колоссальном, малообъяснимом влиянии Сечина на Путина", - считает Колесников. - Кто кем управляет фактически? Ведь мало того, что побеждает точка зрения Сечина, еще за точку зрения Сечина сажают министра экономического развития. Это даже не снилось в андроповские времена, с которыми сравнивают, например со снятием в 1983 году Николая Щелокова, министра внутренних дел СССР.

Но эта констатация вызывает новую цепочку вопросов. Если Путин был в курсе расследования, которое длилось целый год, то как позволялось Улюкаеву принимать и претворять в жизнь в течение этого срока важные решения в сфере экономики?

Ставка на молодых технократов

После ареста Улюкаева российские эксперты с нетерпением ожидали, кого же Путин назначит на пост министра экономического развития. За две недели, пока кресло оставалось вакантным, разные политические силы предлагали свои кандидатуры. Фракция партии "Родина", например, предлагала назначить экономиста Михаила Хазина, известного своими апокалипсическими прогнозами американской экономики. В списке фигурировали "проверенные" кадры из числа губернаторов и сотрудников президентской администрации.

Но президент сделал иной выбор - назначил на эту должность 34-летнего заместителя министра финансов Максима Орешкина.

Орешкин, по мнению экспертов, не является представителем влиятельных кланов - ни либерального, ни силового. В целом этот выбор, наверное, укладывается в новейший тренд кадровых решений Путина, когда на важнейшие посты назначаются профессионалы-технократы новой формации. Такие, например, как новый глава президентской администрации Антон Вайно. В то же время в этом назначении видится и консерватизм главы государства. Во главе ведомства, призванного разрабатывать экономические планы, поставлен человек, который в условиях кризиса поддерживает жесткую бюджетную политику и резко возражает против увеличения бюджетного дефицита.

Похоже, что Путин решил встряхнуть армию движущихся к пенсии министров-тяжеловесов, которые, свято веря в свою неприкасаемость, тащили откуда только можно. С такими людьми светлое завтра действительно построить трудно. Сейчас объявлен кастинг молодых технократов, для которых карьера важнее денег и по этой причине они не будут спешить запустить лапу в государственную суму и не будут пытаться вытребовать себе преференции у конкурирующих частных компаний.

Но уклончивые формулировки Путина по вопросу о всеобъемлющей коррупции и многом другом в обращении к Федеральному собранию, как считает эксперт Фонда политических технологий Татьяна Становая, говорят о том, что "президент не до конца понимает, куда предстоит двигаться дальше".

Россия оказалась на пороге крупнейших перемен. Ей в 2018 году предстоят президентские выборы, новая структура власти и полное кадровое обновление. "Проблема 2018" ставит перед Путиным дилемму политического выживания: как гарантировать элитам свое прочное присутствие после 2024 года (после которого, если ничего не менять, придется уйти)? Иными словами, говорит Становая, в 2018 году начнется последний срок Путина, и с этим точно нужно что-то делать.

Но что именно делать в стране, чья экономическая модель основана на тотальной коррупции, взятках и откатах, где все крупные взяточники, как говорят следователи, "как правило, на хорошем счету" и очень часто или сами ведут борьбу с коррупцией или тесно связаны с теми, кто берет миллионы наличными? Знающие люди говорят, что для определения крупных государственных и в частности кадровых задач Путин взял паузу до весны 2017 года. А там, глядишь, грянут решения, которые многим покажутся неожиданными.