Накануне последнего трудного года для Азербайджана что с бюджетом?

Эльнур Мамедов, отдел экономики

Хоть и с некоторым опозданием, но Милли Меджлис все же принял проект государственного бюджета Азербайджана на 2017 год. Доходы госбюджета прогнозируются на уровне 15 млрд. 955 млн. манатов, что составит 26% от ВВП. Таким образом, доходы бюджета сократились на 5,2% или 867 млн. манатов. Вдвое больше, а именно на 10,2% или почти 1,9 млрд. манатов, сократились и расходы госбюджета, которые прогнозируются на уровне 16 млрд. 600 млн. манатов (27% от ВВП). Дефицит бюджета составит 645 млн. манатов, что более чем на 1 млрд. манатов превышает показатель нынешнего года, а инфляция прогнозируется на уровне 7,3%. Отрадно, что при заметном сокращении основных параметров бюджета, трансферты из Госнефтефонда сокращаются на 19,9% или более чем на 1,5 млрд. манатов и составят 6,1 млрд. манатов.

Мы специально отставили основной макроэкономический показатель ВВП на второй план, чтобы показать реальность приведенных выше бюджетных составляющих. Темпы роста ВВП в следующем году прогнозируются на уровне 1%, а в последующие три года – свыше 2% в год.

Странное совпадение, но агентство Moody`s одновременно с нашим парламентом прогнозирует рост ВВП Азербайджана в 2017 году на уровне 1,1%, и 1,9% в 2018 году. Ну, а когда утвержденные парламентом планы правительства и прогнозы международного рейтингового агентства совпадают, в реальности этих показателей можно не сомневаться. А поскольку остальные расчеты бюджета ведутся относительно ВВП, то и они не могут вызывать сомнений. Но о чем они говорят? 

Итак, рост ВВП на следующий год прогнозируется на уровне 1%, общий объем экономики составит 61,4 млрд. манатов.

Но если Moody’s обуславливает рост ВВП прогнозами роста цен на углеводороды, увеличения добычи газа со второй стадии месторождения Шах-Дениз, то прогнозы правительства говорят об обратном. Так, рост ненефтяного ВВП в госбюджете-2017 прогнозируется на уровне 2,5%, а в 2018-2020 годах – свыше 2%. А вот нефтяной сектор в будущем году снизится на 2,1%. Так что ВВП будет расти в основном за счет ненефтяного сектора.

Правда, эти расчеты проведены с учетом заложенной в бюджет цены на нефть на уровне 40 долларов за баррель, хотя сегодня она значительно выше и нового обвала на рынке нефти не ожидается. Но в то же время Азербайджан в соответствии с соглашением с ОПЕК пошел на значительное сокращение добычи нефти, что, думается, в большей степени компенсирует ожидающиеся доходы от роста цен. В целом же, несмотря на существующие проблемы, азербайджанская экономика сохранила свою устойчивость и, согласно бюджетному пакету на 2017 и последующие три года, в экономике страны прогнозируется реальный рост. И основным фактором этого роста станет дальнейшее развитие ненефтяного сектора путем постепенного ослабления зависимости экономики страны от нефти.

А рост ВВП, по прогнозам правительства, вновь поднимется до уровня нулевых годов. Так, если объем ВВП в следующем году составит около 61,5 млрд. манатов при росте на 1%, а в 2018 году – 63,76 млрд. манатов (рост на 1,5%), то уже в 2019 году он превысит 67, 68 млрд. манатов (2,8%), а в 2020 году – 70,5 млрд. манатов (2,4%). Правда, для этого требуются крупные инвестиции и наращивание денежной массы. Но начатые уже правительством крупномасштабные экономические реформы, думается, позволят справиться с этой задачей.

Надо отдать должное правительству страны и в том, что оно сумело сохранить социальную направленность госбюджета-2017. В бюджете не сокращен практически ни один социальный проект. Здесь стоит обратить внимание читателя на такой нюанс.

Вопреки рекомендации Счетной палаты о привлечения государственных вузов к налогу на прибыль, правительство в ходе обсуждений документа в Милли Меджлисе категорически выступило против этого. Как и прежде, предусмотрено строительство новых школ, реконструкция и ремонт устаревших. Но в будущем правительство намерено некоторые расходы разделить с гражданами. Это, к примеру, относится к совместному финансированию детских садов, музыкальных школ, что не лишено разумной логики.

В то же время, конечно, существует бедность и безработица. Но и по их сокращению ведутся работы. Значительная часть доходов от дифференцированных тарифов на некоторые энергопродукты будет направлена на социальную защиту малообеспеченной части населения. В связи с этим с целью применения адресной социальной помощи планка критерия нуждаемости увеличена на 10,5% - со 105 манатов до 116 манатов. Существенно повышен и прожиточный минимум, а именно, на 14% - со 136 до 155 манатов. В то же время министр труда и соцзащиты населения Салим Муслимов заявил, что адресная социальная помощь – явление временное, и она будет отменена. Но произойдет это, конечно, не сегодня, а после завершения перехода к постнефтяной экономике, когда будут созданы новые возможности для доходов и новые рабочие места.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что по планам правительства нынешний год является последним трудным годом для Азербайджана. Уже со следующего года экономика начнет подниматься, и жить станет легче. Вот только для этого придется преодолеть большие трудности.

Слишком уж большие риски для экономического роста связаны с обесцениванием маната, высокой инфляцией, слабым состоянием банковского сектора. Все это в целом будет мешать инвестиционным перспективам, без чего развития быть не может. Но развитие этих сегментов экономики как раз и предусмотрено Стратегической дорожной картой национальной экономики, утвержденной президентом Ильхамом Алиевым.