Апокалипсис грянет в августе? (Взгляд из Москвы)

Евгений Бай, специально для haqqin.az

Сенсация дня: представитель МИД Украины заявил, что Киев не собирается брать штурмом Донецк и Луганск. Застал ли этот шаг Киева врасплох Москву? Чего следует ожидать в ближайшее время от Путина?

* * *

В Белокаменной ощущение войны

Август для России—самый катастрофический из всех 12 месяцев. Его здесь называют «черным». В августе 1991 года в стране произошла попытка государственного переворота, известная под аббревиатурой ГКЧП. С тех пор и пошло-поехало.

В августе1992 года началась грузино-абхазская война. В августе 1994-го - крах финансовой пирамиды МММ, который оставил без денег сотни тысяч россиян. В августе 1998 года российское правительство объявило дефолт. В августе 1999-го чеченские боевики вторглись в Дагестан, что стало началом второй чеченской военной кампании Москвы. В августе 2000 года произошла гибель атомной подводной лодки «Курск» - весь ее экипаж погиб. В том же месяце москвичи зрели мощный пожар телевизионной Останкинской башни. В августе 2004 года произошли катастрофы одновременно двух пассажирских самолетов России, угнанных террористками-смертницами. В августе 2009-го произошла крупная авария на Саяно-Шушенской ГЭС, в результате которой погибли 75 человек, а станция была полностью выведена из строя. В августе 2013 года случилось одно из крупнейших в истории России наводнений на Дальнем Востоке, когда миллионы человек остались без крова.

Этот перечень можно было бы продолжить, но я не хочу утомлять читателя. Но согласитесь, список внушительный. И каждый раз на пороге августа многие в России спрашивают себя: а что произойдет у нас в этот раз?

Для августа 2014 года вопрос этот, наверное, даже тяжелее, чем в прошлые годы. Чего стоит, например, ответ неназванного «источника» в Кремле, которого журналист спросил о последствиях решения Гаагского суда, обязавшего Россию выплатить 50 миллиардов долларов бывшим акционерам компании ЮКОС. «Ну, это мелочь, ерунда, учитывая, что мы на пороге войны в Европе», - сказал источник.

Ощущение если не войны, то близкого военного конфликта в Белокаменной висит в воздухе. Нет, русские на словах ничего не боятся, ни санкций, ни того, что Украина может скоро превратиться в военный форпост НАТО у наших границ. «У этого народа подростковое сознание, и с этим ничего не сделаешь», - сказал о нации один из известных российских писателей.

Киев остановил наступление, но Европа продолжает

Первые сигналы о том, что принятые совместно США и ЕС экономические санкции против России дают о себе знать, уже прозвучали. Нет, пока рядовой потребитель не видит драматических изменений на полках продовольственных магазинов. Цена на водку, конечно, возросла, но это произошло еще в начале года и все с этим, как обычно, смирились. Стоимость колбасы - весьма высокая даже по европейским меркам, не говоря уже об американских, - пока не меняется. Но вот я сегодня заехал в известный московский магазин компьютерной техники "М-Видео" и увидел, что нужный мне картридж для принтера НР стоит 3900 рублей, а ведь еще два месяца назад его стоимость была 2190 рублей.

В преддверие «черного» августа страны Европейского Союза резко расширили свои санкции в отношении России, впервые распространив их на целые отрасли российской экономики. ЕС ограничил доступ российских банков на мировые финансовые рынки, сократил объем сотрудничества в энергетической сфере, ввел запрет на торговлю оружием и товарами двойного назначения. Почти одновременно с этим США закрыли доступ на свой рынок капитала для трех российских госбанков—ВТБ, Банка Москвы и Россельхозбанка. Напомню, что недавно Америка ввела аналогичные санкции против четырех крупных российских компаний, среди которых были Газпромбанк и ВЭБ.

А этому добавляется иск нефтяной компании ЮКОС, который был удовлетворен в Гааге. Ничего себе «мелочь». Москва билась в истерике, когда по иску швейцарской компании NOGA несколько лет назад арестовали парусник «Седов» во Франции и участвовавшие в авиасалоне в Ле-Бурже российские самолеты, но там фигурировала сумма претензий «всего» на 1,5 миллиарда долларов.

Нет никаких сомнений, что Россия не станет платить по иску ЮКОСа. Но теперь ее имущество может быть арестовано и конфисковано в любой точке земного шара, будь то коллекции раритетных картин или объекты недвижимости.

«Санкции наряду с многомиллиардным иском окажутся крайне печальными как для экономики страны, так и для населения, - считает директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. - Нет кредитов - значит нет денег, нет развития, а есть углубляющийся экономический кризис».

Этот кризис для всего населения, а не только для банков или нефтяных компаний придет в виде галопирующей инфляции, замороженных или снижающихся зарплат, массовых увольнений, перебоев с выплатами пенсий или даже конфискацией пенсионных накоплений.

При этом сейчас США и ЕС только начинают накладывать так называемые секторальные санкции, которые скажутся на всей российской экономике. А впереди могут быть и другие, еще более крупные карательные меры, которые коснутся, например, российского нефтяного и газового секторов. И что тогда будет делать Россия? Торговать с переживающей экономический коллапс Венесуэлой?

Путин в цугцванге?

У России есть одна большая головная боль. У нее есть имя. Это Владимир Владимирович Путин. В течение полутора десятилетий этот человек прошел через множество бедствий, техногенных, политических и военных «черного» августа и других месяцев. Он не только выстоял, но и укрепил свою власть, стал одним из наиболее влиятельных лидеров мира.

Однако в 2014 году его везение закончилось раз и навсегда. Путин не просчитал, не предусмотрел, не проинтуичил развитие ситуации на Украине и потерял эту страну. Пытаясь сохранить контроль хотя бы над частью ее, он искусственным путем вызвал гигантский очаг напряженности в Донецке и Луганске, который был разожжен «вежливыми» «зелеными человечками» - людьми без опознавательных знаков из российских спецслужб. И жестоко просчитался. Какими бы ни были важными для старушки Европы экономические и торговые договоры с Россией, в Старом свете есть и другие, незыблемые моральные ценности, устои и заключенные всем мировым сообществом договоры. Один из них - незыблемость европейских границ.

Путин еще мог бы как-то продержаться, уповая на военные победы сепаратистов, чтобы начать некие переговоры с Киевом и Западом. Но трагедия малазийского «Боинга», «по ошибке» сбитого ополченцами, перечеркнула эти надежды. Украина становится хотя и неформальным, но, по сути, союзником НАТО. И те самые американские ПРО (системы противоракетной обороны), чье появление в Польше и Чехии десятилетие назад так бесило Кремль, вполне теперь могут появиться в районе Харькова. А после того, как «донецкие» и «луганские» будут разбиты, Киев неизбежно обратит свой взор в сторону Крыма. Его аннексию Россией ни Украина, ни Запад признавать не намерены.

Каков же выход? Его нет. Кремль в тупике. У Путина - шахматный цугцванг. Любой ход будет плохим.

Накануне известный журналист из кремлевского пула Андрей Колесников, автор книги о Путине дал громкое интервью. Точнее говоря, кинул пробный шар, вероятно по заказу из окружения президента.

«Российский президент, не исключено, хочет, не доверяя до конца никому, получить еще один канал информации, рассчитывая на то, что расшифровка "черныхящиков "пройдет под контролем большого количества специалистов из разных стран, -говорит Колесников. – И если, в конце концов, в какой-то момент вдруг выяснится, что ополченцы к этому все-таки имеют отношение  - это радикально изменит отношение к ним. Даже если оказалось бы, что случайность там, например, какая-тороковая...»

Получается, что Путин до сих пор не знает наверняка, кто сбил малазийский «Боинг». И если вдруг ему подтвердят, что это были сепаратисты, то он осудит и отвернется от них? Так можно прочитать это послание.

Но этот текст «путинского любимчика», явно написанный на коленке под чью-то диктовку (уж не Владислава ли Суркова, это его стиль работы) вызвал у серьезных аналитиков лишь насмешки. Чтобы Путин не знал, кто сбил самолет? В это просто нельзя поверить.

Наш человек в Москве сообщает

Между тем большинство именитых политологов действительно полагают, что это был бы наилучший, может быть единственный для российского президента выход из положения. Он мог бы сказать: «Да. Самолет сбит по ошибке. На войне такие вещи случаются. Мы глубоко сожалеем».

Уже одно это сбило бы волну международного негодования. Санкции, конечно, были бы продолжены, но не с таким упорством. Недаром европейцы заявили, что последний секторальный их пакет - временный, он рассчитан на три месяца, и если Россия образумится, закроет границу с Украиной и перестанет поддерживать сепаратистов, то эти санкции будут отменены.

Несколько дней назад Федеральная разведывательная служба Германии (BND)сообщила, что по ее агентурным данным в окружении Путина наметился достаточно глубокий раскол. Согласно этой информации, германская разведка увидела признаки того, что в высшем руководстве России идет борьба между сторонниками жесткого политического курса и бизнес-элитой за влияние на главу государства. О «трещине» в российской элите заявил глава BND Герхард Шиндлер на заседании внешнеполитического комитета бундестага. По его мнению экономические интересы российских олигархов, обеспокоенных санкциями ЕС и США, вскоре могут возобладать над политическими, и бизнес-элита попытается «притормозить зарвавшегося» президента.

Смею заверить, что из Москвы такие суждения выглядят как не представляющие особой ценности, поскольку они крайне неконкретны. То же самое могла бы заявить, не имея особых данных, любая разведка мира.

Совершенно ясно, что российские олигархи ошеломлены санкциями и, вполне возможно наиболее разговорчивые из них где-нибудь в лондонском или венском кафе признаются журналистам и не только им, что нынешняя ситуация их не устраивает, что Путин явно тянет Россию в яму.

Но настроения среди ближайших сторонников президента, как силовиков, так и бизнесменов остаются тайной - Путин надежно побеспокоился о том, чтобы скрепить отношения в его кругу сургучными печатями, а негласный (или гласный) договор запереть за семью замками.

Неожиданный ход Киева

В отношении Украины и санкций он, судя по его последним действиям, занял излюбленную тактику выжидания. Представитель украинского МИДа только что объявил, что регулярные войска не станут брать штурмом Донецк и Луганск, а все-таки попытаются решить проблему путем переговоров. Одновременно Кремль пригласил наблюдателей ОБСЕ на границу России с Украиной, чтобы те убедились - никакой переброски вооружения сепаратистам нет.

Путина не могут не беспокоить отношения с Западом. Но еще больше он обеспокоен ситуацией внутри страны, где на поверхности - сплошной штиль, но внутри что-то зреет крайне для него неприятное. Возможно, он еще и сам не знает, что именно. Но, как каждый авторитарный деятель Путин боится возможной беды. Сведущие люди говорят, что он не собирался идти на третий срок, оставляя Д. Медведева на посту президента, но резко изменил свое решение, когда увидел, что ливийцы сделали со своим «бессмертным» Муаммаром Каддафи.

И хотя кремлевский мир спрятан за семью замками, оттуда явно слышится крик: «Без меня вы все умрете!». Так же, говорят, в свое время кричал Сталин. Но страна не умерла, более того, сталинский культ был развенчан.

Путин уже много лет пугает российскую элиту тем, что только он может удержать трещащую по швам Россию под контролем. Только он не допустит отделения воинственного Кавказа, предотвратит бунт в татарском Поволжье, сорвет попытки создать свои государства амбициозным деятелям Сибири и Дальнего Востока.

Значит ли это, что в России надолго сохранится статус-кво? Вряд ли. События могут принять самый неожиданный оборот. «Черный» август вполне на это способен.