После короля Абдаллы: ни застоя, ни перестройки (haqqin.az из Саудовской Аравии)

доктор Теодор Карасик - специально для haqqin.az, Эр-Рияд

Смерть короля Саудовской Аравии Абдаллы и плавный переход власти к новому королю Салману ибн Абдул-Азизу Аль Сауду иллюстрирует преемственность руководства, необходимую для Хранителя двух священных городов Мекки и Медины. Есть много вопросов о характере нового монарха и его политических взглядах по внешним и внутренним вопросам. Но основной вопрос заключается в том, будут ли какие-либо изменения в позиции Саудовской Аравии на геополитической арене, в частности применительно к проблемам «Исламского государства», общей ситуации на Ближнем Востоке и отношениям не только с США, но и с другими странами, включая ту же Россию.

В первую очередь необходимо понять нюансы собственно перехода власти от усопшего монарха к новому королю. Необходимо упомянуть, что умерший Абдалла и новый король Салман являются братьями лишь по отцу. Салман - член мощного альянса Судайри. «Семёркой Судайри» называли политическую группировку внутри династии Аль Сауд, состоящую из семи сыновей короля Саудовской Аравии Абдул-Азиза от его жены Хассы бинт Ахмад Ас-Судайри, членами которого были семь полнокровных братьев, в том числе новый король страны и правивший в 1982-2005 годах король Фахд.

Род Ас-Судайри происходит из Неджда, колыбели ваххабитского мышления и практики. В течение всего 12 часов, прошедших после смерти старого короля, клан Судайри перехватил власть у фракции покойного короля Абдаллы. Некоторые аналитики называют этот шаг со стороны клана своеобразным «дворцовым переворотом».

Фракция короля Абдаллы состояла из его сыновей – принца Мутаиба, бывшего министром Саудовской Национальной гвардии, принца Мишааля, губернатора провинции Мекка, принца Абдул-Азиза, заместителя министра иностранных дел, принца Фейсала, главы Саудовского общества Красного Полумесяца, принца Турки, губернатора провинции Эр-Рияд. Король Абдалла, который происходил из племени Шаммар, являлся лишь единокровным братом «Семёрки Судайри». С его уходом его сыновья, выдвинутые им на ключевые должности в королевстве, теперь окажутся оттесненными на второй план. В частности, король Абдалла хотел, чтобы именно его сын, принц Мутаиб, стал в конечном итоге королем. Теперь же эти планы были полностью разрушены королем Салманом.

Король Салман начал действовать очень быстро. Уже до того, как бывший король был похоронен, в день его кончины, Салман объявил министра внутренних дел принца Мухаммеда ибн Найефа, своего полнокровного племянника, заместителем наследного принца, а своего собственного сына, принца Мухаммеда ибн Салмана министром обороны и главой Королевского двора. Новый наследный принц - Мугрин ибн Абдуль-Азиз Аль Сауд рассматривается в качестве аутсайдера кланом Судайри и может быть удален королем Салманом на более позднем этапе.

Очевидно, что король Салман быстро возвысил клан Судайри, чтобы управлять Королевством Саудовская Аравия. Кроме того, оба упомянутых принца молоды, 55 и 35 соответственно, что знаменует важную смену поколений в будущем руководстве королевства. Таким образом, на данный момент, как представляется, не будет никакого междуцарствия типа «Андропов - Черненко», престарелых и дряхлых будущих королей в саудовской политике, как некоторые предполагали. Одновременно бывший глава королевского двора Халид Аль-Туваиджри «отбыл за границу» за несколько часов до объявления о кончине короля Абдаллы.

Нефть как главное оружие во внешней политике

Учитывая, что Судайри вернулись к власти в Саудовской Аравии, их консерватизм, вероятно, будет ключевым фактором внешней политики королевства. Следует отметить, что уже упомянутый нами Аль-Туваиджри был ключевым игроком во многих международных вопросах, включая удушение египетской революции, посылку войск в Бахрейн и снижение цены на нефть. При короле Салмане, и соответственно без Аль-Туваиджри, могут быть тонкие изменения в саудовской внешней политике. Например, вполне возможно, что Египет при президенте Абдель Фаттахе аль-Сиси больше не будет получить такие же преференции от Эр-Рияда, как раньше. Этот потенциальный факт может негативно сказаться на саудовских отношениях с другими государствами, которые поддерживают нынешнего президента Египта.

Тем не менее возможны и позитивные изменения. Саудовская Аравия может, наконец, сформулировать ясную политику по отношению к хаосу в Йемене, учитывая, что это государство переживает серьезные племенные и политические кризисы с «отставкой» и «переворотом» со стороны Хути против президента Йемена Абд Раббуха Мансура Хади. Это, в свою очередь, дестабилизирует южную границу королевства и угрожает морским путям на Красном море. Нет никаких сомнений, что Эр-Рияду не хватало последовательной внешней политики по отношению к Йемену с тех пор, как в 2011 году умер последний высокопоставленный лидер из клана Судайри - наследный принц Султан.

Отношения короля Салмана с Соединенными Штатами и другими странами, включая Россию, вероятно, будут испытаны в условиях сотрудничества по ключевым вопросам, таким как отношения с Ираном и будущее ядерных переговоров, борьба против «Исламского государства» и, конечно, будущее Сирии под руководством президента Башара Асада. Следует отметить, что заместитель наследного принца Мухаммед ибн Найеф имеет прекрасные отношения с Вашингтоном и Европой по вопросам борьбы с терроризмом. Таким образом, большинство аналитиков видят преемственность по всем этим вопросам со времен правления короля Абдаллы.

Тем не менее при короле Салмане риторика может стать острее, а равно будут предприняты более активные и жесткие действия со стороны Саудовской Аравии, чтобы ответить на поставленные вызовы, которые, скорее всего, будут благоволить позиции Запада, но не России. По крайней мере в том, что касается насильственного экстремизма. По иранской проблеме у Саудовской Аравии наверняка будут разногласия с Западом. Время покажет.

Правление короля Салмана также ознаменуется продолжением политики по поддержанию низкой цены на нефть, по крайней мере в первой половине года. Более того, при новом короле использование низких цен на нефть может действительно стать политическим оружием, чтобы подорвать положение Ирана и России. Этот факт необходимо иметь в виду заинтересованным сторонам на мировом энергетическом рынке. Хотя союзники Саудитов могут терпеть убытки из-за низких цен на нефть, консерватизм короля Салмана, основанный на ценностях клана Судайри, может стать ключевым фактором в саудовской энергетической политике. Маловероятно, что король Салман будет расценивать ядерное соглашение с Ираном как нечто положительное.

Откат от реформ

На внутреннем фронте король Салман, скорее всего, аннулирует многие из попыток бывшего короля по реформированию страны. Король Абдалла виделся более «просвещенным» монархом с точки зрения прав женщин (некоторые могут не согласиться с этим утверждением, но по саудовским меркам женщины в этой стране уже делают большие успехи в бизнесе) и образования. Усопший саудовский монарх пытался избавиться от коррупции в министерствах страны и установить контроль над саудовскими священнослужителями. При короле Салмане есть вероятность того, что подобные реформы в более ограниченном масштабе будут проводиться, за исключением, возможно, в области прав женщин из-за все того же консерватизма клана Судайри. Кроме того, при короле Салмане молодые священнослужители, вероятно, будут более активны в борьбе против «Исламского государства» - тренд, начавшийся еще в последние месяцы правления короля Абдаллы.

Одновременно будут усовершенствования в возможностях для молодежи из-за влияния министра обороны принца Мухаммеда ибн Салмана в качестве главы королевского двора. Принц Мухаммед ибн Салман вместе с заместителем наследного принца Мохаммедом ибн Найефом глубоко вовлечены в молодежные проблемы и кампании, а также участвуют в средствах массовой информации и распространении традиционных ценностей в меняющемся мире. То, что это молодое поколение саудовских лидеров является более консервативным, но при этом более внимательным к вопросам высоких технологий и проблемам молодежи, является важным фактором, который в будущем может стать той лакмусовой бумажкой, при помощи которой Запад будет воспринимать внутреннею политику королевства относительно гендерных проблем, меньшинств (таких как исмаилиты и шииты), уголовного преследования и смертной казни.

Наконец, будет активизирована кампания против терроризма внутри королевства. Нет никаких сомнений, что в Саудовской Аравии существует назревающее неприятие Саудитов в качестве правителей королевства со стороны тех слоев общества, которые имеют родственные и кровные узы с «Исламским государством» и филиалами аль-Каиды. Вполне вероятными могут стать теракты и убийства европейцев и американцев, а равно и жителей самой Саудовской Аравии. Учитывая склонность членов тех или иных племен страны занимать сторону какой-либо террористической группы, король Салман, скорее всего, предпримет более жесткие контрмеры против таких нарушителей и убийц.

В целом, правление короля Салмана будет в какой-то мере напоминать, но в то же время и отличаться от предшествующего правления. Будет наблюдаться определенная преемственность, но будут и соответствующие изменения, направленные на ответ вызовам консервативным ценностям страны.

Здесь будет иметь большое значение насколько долгим или коротким окажется правление короля Салмана. Его нынешний наследник кронпринц Мугрин является чужаком для клана Судайри. Возможно, что дни Мугрина во власти уже сочтены, так как лишь выдвижение заместителя наследного принца Мухаммеда ибн Найефа позволит клану Судайри сохранить высшую власть на долгие годы.

Действительно интересные времена на Аравийском полуострове!