Еще одна арена войны России с Западом - Молдова haqqin.az из Кишинева

Анна Жданова, спецкор

Протесты в Молдове, которые чуть было не окрестили «кишиневским майданом», приобрели неожиданный поворот: две группы протестующих вступили в своего рода соревнование друг с другом. Еще никто не заговорил об этом напрямую, но в местных СМИ и личных беседах то и дело звучат сравнения, в каком палаточном лагере больше жителей, кто собрал больше народу на митинг или отличился большей яркостью действий. Однако вопрос о первом месте в гонке звучит значительно интереснее в разрезе досрочных парламентских выборов, которые теперь уже не кажутся столь нереальными.

На поле выходят ведущие нападающие

После снижения ораторского накала и количества манифестантов на центральной площади Кишинева, занятой сторонниками проевропейской гражданской платформы «ДА», первый митинг сборной команды партии социалистов и партии с оригинальным названием «Наша партия» прошел с куда более заметным общественным и политическим резонансом.

К «правым» мы еще вернемся, а пока посмотрим, что собой представляют молдавские «левые». О коммунистах во главе с экс-президентом Молдовы Владимиром Ворониным речи не будет – одна из старейших парламентских фракций, успешно пребывавшая во власти восемь лет, сегодня держится подчеркнуто отстраненно от уличных «безобразий».

Партия социалистов Республики Молдова (ПСРМ) обрела вес в политических кругах после вступления в нее бывшего коммунистического активиста и правительственного функционера Игоря Додона. Он с двумя другими столь же видными и влиятельными сторонниками, покинул ряды соратников Воронина накануне выборов нынешнего президента Николае Тимофти, чем и обеспечил голосование за его кандидатуру.

Позже Игорь Додон возглавил прежде малочисленную ПСРМ, куда следом за ним подтянулись и бывшие коммунисты. После парламентских выборов годичной давности социалисты обскакали прямых конкурентов-коммунистов, вышли на первое место и получили четверть депутатских мандатов. Коалиции с коммунистами не получилось: Владимир Воронин категорически отказывается от всяких контактов с Игорем Додоном.

Кстати, Додон ратует за внешнеполитический курс на Таможенный союз, социальную направленность внутренней политики, а также устраивает гастроли российских звезд эстрады по городам и весям республики.

Очевидно, именно триумфальное шествие «левых» по стране побудило действующую власть принять в этом году закон, запрещающий привлечение иностранных знаменитостей к агитации и пропаганде на выборах. Другому пророссийскому политику Ренато Усатому и его партии продвинутые технологии не помогли: против российского миллионера молдавского происхождения возбудили накануне выборов уголовное дело, удалили из списков, и он бежал из страны.

Спустя полгода Ренато Усатый победил на местных выборах во втором по численности и значимости городе страны – Бельцах. Мэр северной молдавской столицы переименовал партию в «Нашу», сумел за несколько месяцев продемонстрировать  – причем весьма ярко и публично – некоторые успехи в градоуправлении, и в конце сентября, гордо неся имидж справедливого и неподкупного политика, прибыл в Кишинев возглавлять протесты против коррумпированной и малокомпетентной власти.

Команда левых играет слаженно…

Итак, первые выступления «левых» прошли шумно, организованно и с резонансом. Палаточный лагерь они разбили перед зданием парламента, поскольку зарезервировавшие центральную площадь лидеры платформы «ДА» двигаться отсюда не захотели.

При совпадении лозунгов и целей – и те, и другие манифестанты требуют отставки правящей власти, новых выборов и социально-экономических перемен – марш «левых» от митинга «правых» отделял на площади двойной кордон полиции. Ради справедливости заметим: социалисты с «Нашей партией» предложили лидерам платформы «ДА» объединить усилия, но те отказались. Не помогло даже подчеркнутое отвержение внешнеполитического вектора в риторике «левых». Впрочем, ветер из Москвы здесь учует даже самый неискушенный обыватель.

Свой палаточный лагерь Игорь Додон и Ренато Усатый назвали «Городком победы». Порядок здесь царит образцовый: провиант подвозят вовремя, не отказывают в угощении бездомным, алкогольные напитки под строжайшим запретом, обитателям палаток по вечерам играют местные музыканты, как правило, бесплатно. Сочувствующих немало. Драк с соседями с центральной площади никто не затевает. У парламента дежурит полицейское оцепление.

В таком вот образцовом спокойствии и продолжались бы в Кишиневе уличные бдения, если бы к концу первой недели «левые» не затеяли расширение жилплощади. Новые палатки выросли на проезжей части центральной улицы и плавно перетекли на ее противоположную сторону. Движение на выходные дни оказалось перекрыто.

Уж такого-то не заметить было нельзя! Власти пригрозили даже решить вопрос освобождения дороги силовыми методами. Несомненно, снос палаток при полицейском вмешательстве попал бы в топы всех новостных лент, но митингующие аккуратненько собрали свои «домики» и даже подмели за собой мостовую и тротуары.

Нервное ожидание столкновений мирных граждан с полицией привлекло к ним даже больше внимания, чем состоявшаяся на недели встреча лидеров «левых» с американским послом в Молдове и их митинг перед зданием Координационного совета по телевидению и радиовещанию против политической цензуры СМИ. Все это наряду с обещанием Ренато Усатого применить «план Б» добавило его протестному движению хороших очков.

«План Б», который анонсировал организатор протестов, состоит по его словам в весьма решительных действиях: войти в парламент и заблокировать входы, а также пикетировать дома госчиновников первого уровня. Все это должно было состояться, если бы в семидневный срок не исполнились требования манифестантов – например, отставка президента.

И начинает выигрывать

Президент Молдовы уже давно сообщил, что в отставку не собирается. Да и что там собираться, когда будущей весной его срок сам собой истекает? Николае Тимофти еще и заявил – сначала в беседах и релизах, затем в обращении к народу, – что поддерживает протестующих: «На основе демократических прав, действующих в нашей стране, люди имеют возможность требовать справедливости во всех дозволенных законом формах».

Правда, относилось сказанное, в первую очередь, к протестам проевропейской, а местами и прорумынской платформы «ДА» - полное название «Достоинство и правда». Другая фраза из обращения не оставляет сомнений: «Мы наблюдаем активизацию реваншистских неосоветских сил, желающих воспользоваться ситуацией и попытаться свернуть нас с естественного пути к Европейскому Союзу». Понятно, о ком речь.

Давнишнее яблоко раздора для Молдовы – тема унионизма, то есть вхождения в состав Румынии, – по сей день имеет ряд активных до экстремизма сторонников. И пусть они в однозначном меньшинстве, среди них можно встретить влиятельных госчиновников вплоть до самого президента.

Пользуясь явной поддержкой Бухареста, крайне «правые» унионисты не преминули заявить о себе и на митингах платформы «ДА», здесь тоже затаились их прежние, но пока негласные единомышленники. В палаточном «Городке достоинства» на центральной площади Кишинева появился «бульвар унири», в переводе – объединения с Румынией.

На фоне падения интереса к протестам под руководством активистов «ДА» и их Великим национальным собранием, как они именовали свои митинги, «правые», не дожидаясь реализации «плана Б» от «левых», взялись сами применить его на практике. В первое воскресенье октября они решили взять приступом парламент и один из офисов олигарха Влада Плахотнюка.

В здание законодательного органа Молдовы, где жил своей жизнью палаточный городок «конкурирующей фирмы», атакующих торжественно не впустил полицейский кордон. Стражи порядка дежурят там перманентно, дабы не допустить агрессии как раз со стороны этой самой конкурирующей фирмы.

Столь же бесславно закончилась попытка прорваться в роскошную контору пресловутого зампреда Демпартии, однозначно нареченного с трибуны платформы «ДА» чуть ли не злым гением Молдовы. Правда, вмешательство сил правопорядка дало шансы протестующим повозмущаться: почему это, мол, полиция защищает частную собственность? А не злоупотребляет ли своим влиянием один самых могущественных людей в стране?

Словом, поредевшие «правые» вновь заставили говорить о себе и СМИ, и рядовых обывателей. Да и по республике успели отметиться – пошумели в районных центрах, даже «Городки достоинства» кое-где поставили. Правда, всего по несколько палаток… И в Бельцах, вотчине Ренато Усатого, их особо не приняли. Зато его сторонников по очкам обошли!

Правая скамейка запасных

После всплеска активности проевропейского лагеря протестующих никаких арестов не последовало. Заметим, крайне «левые» после потасовки 6 сентября на ступеньках прокуратуры получили на днях в суде еще по месяцу содержания под стражей. Нынешним агрессорам погрозил пальчиком премьер-министр Валерий Стрелец: что же это за хулиганство, когда власть готова к диалогу? Заодно он напомнил, чем закончился киевский майдан.

Кишиневский градоначальник и по совместительству второй либерал Молдовы Дорин Киртоакэ попросил не повторять 7 апреля 2009 года. Напомним, что именно события того дня привели к власти Либеральную партию его дяди, Михая Гимпу, чьими портретами молодой мэр недавно украсил муниципальные кабинеты к вящему возмущению чиновников и горожан.

К сторонникам Додона и Усатого обратился Дорин Киртоакэ гораздо строже: «Они хотят устроить майдан, но не такой, как в Киеве. Это все в угоду Кремлю и Москве». Кстати, либералы пригрозили покинуть правящий альянс, если партии власти не выполнят их условия, конечно, направленные на самые благие цели для Молдовы – долой коррупцию и олигархическое правление, привлечь к суду виновных в хищении миллиарда.

Словно бы вторя им, на диво жестким и вполне политическим заявлением отличился председатель Конституционного суда республики Александру Тэнасе: «Молдова управляется подставными людьми. Настоящие «руководители» не те, которым принадлежат какие-то функции власти». Глава делегации ЕС в Молдове Пиркка Тапиола так же однозначно отметил, что «политическая система находится под влиянием личных интересов, а это препятствует реализации реформ и мешает иностранным инвесторам инвестировать в Республику Молдова».

На следующий день после воскресных штурмов и митинга платформы «ДА», где граждан Молдовы призвали не платить за свет с газом и назвали нынешнюю ситуацию в руководстве страны узурпацией власти, премьер Валерий Стрелец предложил именно этим протестующим приступить к переговорам. Хотя глава правительства и пожурил их за провокационные заявления и действия, он назвал слово «узурпация» просто мнением и пообещал разновсяческие отставки, когда госруководство выполнит уже взятые на себя обязательства и те задачи, которые поставят перед ними манифестанты.

Главный приз – выборы или власть?

Наиболее заметного лидера платформы «ДА» политаналитика и телеведущего Игоря Боцана пригласили в госкомиссию по назначению нового шефа Национального банка республики, от чего тот гордо отказался, сославшись на большую занятость в связи с протестами. «Левым» манифестантам реверансов не досталось. Зато их палаточный городок хорошенько обыскали в поисках якобы бомбы. Но, как с удивлением отрапортовал Ренато Усатый, людей эвакуировать даже не пытались.

Нетипичное взаимодействие правящих партий с одной из протестующих группировок очевидно объясняется не только сходными представлениями о внешнеполитическом векторе страны, удивительным осознанием собственных ошибок, личными интересами или предположениями о тайных связях главных манифестантов с кем-либо из крупных политических игроков.

Соцопросы показали, что социалисты и «Наша партия» Ренато Усатого отхватили бы на парламентских выборах, пройди они в настоящее время, более 40% мандатов. Остальным и по 10% не перепало бы, включая еще не зарегистрированную партию «ДА». Эту же вероятность подтвердил и председатель либеральных демократов, экс-премьер Влад Филат, которому от правых протестующих досталось куда меньше, чем его конкуренту в закулисных играх Владу Плахотнюку. К тому же Влад Филат высказал опасение о возможной смене внешнего курса Молдовы.

Экономическая ситуация в республике с каждым днем все больше накаляется. Население уже напугано значительным повышением цен, например, на растительное масло – подсолнечник не уродился. Местное молоко рискует не выдержать конкуренции по цене с украинским, хлынувшим на рынок Молдовы вследствие сложных отношений между Киевом и Москвой.

Руководство молдавской Национальной конфедерации профсоюзов бьет тревогу по поводу самой низкой в Европе минимальной зарплаты, установленной в Молдове. Медицинские работники требуют поднять им ставки на четверть, а педагоги и вовсе пригрозили протестами из-за чрезмерно низких доходов.

Результаты последнего социологического опроса показали абсолютный рекорд: 87% жителей считают, что страна движется в неверном направлении, и 90% категорически недовольны положением дел в экономике. Едва ли это говорит о высоких шансах для нынешней власти удержать позиции.

Многие восприняли заявление либералов о возможном выходе из правящего Альянса как сигнал о предстоящем «затоплении корабля». Однако более интересным видится тот факт, что в отставку неожиданно подал заместитель председателя Центризбиркома Молдовы Штефан Урыту и присоединился к протестующим из платформы «Да». Да еще с каким заявлением: «Парламентские выборы прошлого года и местные выборы, которые прошли этим летом, были сфальсифицированы».

Теперь уже бывший госчиновник назвал нынешнюю власть в Молдове «каракатицей», то есть спрутом. Представляя многочисленные щупальца, куда важнее не отвечать на вопрос, случатся ли досрочные выборы в республике, а попытаться определить, насколько поменяются – если поменяются – главные лица в политической верхушке государства.