Иран оживает, это угрожает России (наша аналитика)

Э.Мамедов

Смягчение санкций в отношении Ирана способствует повышению внимания мирового бизнеса к этой стране. Еще год назад глава иранской торговой палаты Голам Хусейн Шафеи редко принимал иностранные бизнес-делегации, поскольку зарубежные компании опасались нарушить санкционный режим. Сегодня же делегации из Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки приезжают в Иран практически каждый день, а сам Шафеи ездит в европейские столицы. «Сейчас наблюдается повышенный интерес к нашей экономике», – отмечает он.

В частности, в сотрудничестве с Тегераном заинтересованы энергетические компании Total и Royal Dutch Shell, автопроизводитель Peugeot Citroen и финансовые учреждения Deutsche Bank и «Ренессанс Капитал»: все они принимали участие в презентациях, посвященных инвестициям в Иран. Нефтяные и автомобильные компании уже начали планировать вложения в Иран, хотя решение о снятии санкций против этой страны еще не принято.

Смягчается и тон переговоров между Ираном и «шестеркой». В частности, США допускают обогащение урана на предприятиях ядерной промышленности Ирана, хотя и считают, что эти возможности нужно сократить. Эксперты вообще фиксируют некоторое сближение Вашингтона с Тегераном. А в Тегеране с некоторых пор даже очищают улицы от антиамериканской символики, баннеров и листовок.

Для такой "оттепели" в отношениях есть несколько причин. Так, ситуация вокруг иранской ядерной программы может проясниться, Иран ожидает снятия санкций. И совсем новая причина - успехи движения "Исламское государство Ирака и Леванта" в Ираке побуждают Тегеран и Вашингтон к совместным действиям. В частности, президент Ирана Хасан Рухани уже заявил, что Тегеран готов сотрудничать с Вашингтоном в борьбе против радикальных суннитских групп. Ведь США потратили около 25 млрд долларов на создание иракской армии, которая показала свою никчемность. Но для решения иракской проблемы США не могут снова ввести войска, остается надеяться на боевые подразделения Ирана, которые уже воюют на территории Ирака. Следует также отметить, что Иран после отмены санкций получит доступ примерно к 100 млрд долларов, замороженным в иностранных банках, а также значительные средства от экспорта нефти. Как заявила экс-госсекретарь США Мадлен Олбрайт, Вашингтон ведет переговоры с Тегераном, которые, возможно, закончатся подписанием договора об экспорте нефти в Соединенные Штаты.

Страны Евросоюза, в свою очередь, тоже заинтересованы в энергоресурсах Ирана. В начале  года министр энергетики Турции Танер Йылдыз заявил, что Иран рассматривает возможность строительства большого газопровода для экспорта газа в Европу.

Но поворот внешнеполитического курса Ирана в сторону США может затронуть политические и экономические интересы и России. Как считают некоторые эксперты, после провала планов американцев в отношении Сирии и Ирака у них нет другого выхода, кроме как начать диалог с Ираном. В противном случае Штаты рискуют потерять влияние на Ближнем Востоке. К тому же сейчас наметилась тенденция к охлаждению отношений между Саудовской Аравией и США, поэтому последним в регионе нужны союзники. Но вряд ли американцы и иранцы будут тесно взаимодействовать.

Десятилетиями Штаты навязывали миру мнение, что Иран – это страна из "оси зла". И резкий поворот в политических взглядах будет трудно объяснить избирателям. Иранцы тоже воспринимают Америку если и не врагом номер один, то врагом номер два (после Израиля). И трудно в среднесрочной перспективе говорить о серьезных подвижках.

В то же время Иран, считают российские эксперты, – не московский союзник, он просто всегда использовал Россию в плане борьбы с Соединенными Штатами. Сближение США и Ирана - это серьезный вызов всем государствам Персидского залива, Саудовской Аравии, Катару и т.д.

В Иране они видят своего геополитического противника, и когда США начинают с ним заигрывать, естественно, в этих странах появляются опасения, что Штаты могут изменить свой вектор интересов. Израиль тоже этого не скрывает. Нет сомнений, что санкции будут сняты с Ирана. А это не сулит для России ничего хорошего. Иранский газ вполне может заменить российский на европейском рынке. Причем иранцы уже давно стремятся выйти на рынок Европы. Американцы заинтересованы в том, чтобы иранский газ пошел в Европу через Турцию, тем самым подорвав экономику России, сильно зависящую от поставок нефти и газа. Если Иран выйдет на европейский рынок, то, естественно, российские поставки энергоресурсов в Европу сократятся. Кроме того, США и Великобритания заинтересованы в постепенном вхождении на рынок Ирана в плане добычи нефти и газа, как это было до Исламской революции.