Крым обойдется России в еще одну Олимпиаду (наша аналитика)

Дмитрий Докучаев специально для haqqin.az

Время летит быстро: скоро уже полгода минет с тех пор, как Крым де-факто вошел в состав Российской Федерации. Насчет «де-юре» говорить сложно, поскольку подавляющее большинство стран мира, включая, естественно, Украину, этого факта не признает, называя случившееся «аннексией». Тем не менее ответственность за судьбу 2 миллионов крымчан взяли на себя российские власти. Забота эта стоит денег, и теперь, когда у патриотически настроенной публики эйфория по поводу «Крымнаш» несколько улеглась, самое время подсчитать: во сколько обойдется России новый субъект федерации.

Дотация или жизнь?

Что и говорить, деньги Крыму очень нужны: объективно он считается одним из беднейших уголков Европы с ярко выраженной сезонной экономикой и перебоями с питьевой водой и электричеством. Валовой региональный продукт Крыма в прошлом году составил 4,3 миллиарда долларов— менее трёх процентов от ВВП Украины. С Россией и вовсе сравнивать смешно. Без дотаций — хоть из Киева, как раньше, хоть из Москвы, как сейчас, — местному бюджету не свести концы с концами. По подсчётам депутата Верховной рады Крыма Леонида Пилунского, вплоть до нынешнего года бюджет автономии дотировался украинским государством на 66 процентов, а города Севастополь — и вовсе на 80 процентов.

Среднестатистический крымчанин в январе 2014 года получал зарплату порядка 2800 гривен. Это почти в полтора раза меньше, чем в среднем по Украине, и в шесть-семь раз меньше, в пересчёте по курсу рубля, чем в соседних Краснодарском крае и Ростовской области.

Между тем, по замыслу Кремля, Крым должен стать средним по бюджетной обеспеченности российским регионом. Это значит, что финансовые потребности нового субъекта увеличатся едва ли не на порядок. Соответственно в российском бюджете на эти цели придётся изыскать дополнительно весьма круглые суммы.

Какие именно? Подавляющее большинство независимых экспертов считает, что в диапазоне от 100 до 150 миллиардов рублей в год (от 3 до 4,5 миллиарда долларов). И это без инвестиционных расходов на развитие региона, а только «обязательная программа» - зарплаты, пенсии, пособия…

Одной из самых тяжёлых расходных статей обещает стать содержание 670 тысяч крымских пенсионеров. На момент присоединения их средняя пенсия составляла в пересчёте на российскую валюту примерно 5,5 тысячи рублей — в два раза меньше, чем в России. Для выравнивания пенсионного обеспечения требуется по разным оценкам от 51 до 88 миллиардов рублей в год. Это серьёзная нагрузка для Пенсионного фонда РФ, бюджет которого хронически дефицитен, причём размер этой «дыры» год от года растёт.

Между тем, Минфин устами Антона Силуанова еще в начале июля предупреждал, что объемы финансирования федеральной целевой программы по развитию Крыма и Севастополя на уровне от 100 миллиардов рублей ежегодно превышают возможности бюджета РФ. Теперь стало известно, что эти расходы в 2015–2017 годах составят соответственно 87, 89 и 91 миллиард рублей. Такие суммы - на последней грани возможностей федерального бюджета.

Таким образом, с одной стороны, в ближайшие 4 года Крым гарантированно не дотянет до среднего по стране уровня, а с другой - становится едва ли не самым дотационным из всех российских регионов: федеральному бюджету он будет обходиться дороже Камчатки.

Мост в Россию

Понятно, что Крым не может существовать на одни только дотации из Москвы, он должен развиваться экономически. Проблема, однако, заключается в том, что развитие тоже требует денег – инвестиций в соответствующие отрасли и проекты.

По словам, Натальи Зубаревич, директора региональной программы Независимого института социальной политики, у российского министерства регионального развития есть три плана развития Крыма. Вариант-минимум предусматривает расходы в 350 миллиардов рублей на 6 лет, другие – более щедрые – на 1 и 1,2 триллиона соответственно. Разница в цифрах определяется масштабами инвестиционных программ. Но, как бы то ни было, Зубаревич считает, что «Крым обойдется России как минимум еще в одну Олимпиаду».

При этом, по подсчётам Минэкономразвития, дефицит бюджета Крыма оценивается в 80—90 миллионов долларов в месяц. Для того чтобы решить эту проблему, правительство России собирается создать на полуострове особую экономическую зону, ОЭЗ, со специальными налоговыми режимами. Предполагается, что резиденты ОЭЗ будут облагаться пониженным налогом на прибыль (по ставке 10%), а также пользоваться льготами по взносам во внебюджетные фонды.

Серьёзно раскошелиться придётся Москве и на решение транспортных проблем полуострова. На модернизацию дорожной инфраструктуры Крыма, по подсчётам Минэкономразвития, может потребоваться до ста миллиардов рублей. Ещё несколько десятков миллиардов— на совершенствование инфраструктуры связи.

Ключевым объектом для грядущих инвестиций должен стать мост через Керченский пролив, решение о возведении которого принято в Москве на самом высоком уровне. Причём мост этот, согласно указанию Владимира Путина, должен быть одновременно и автомобильным, и железнодорожным. Согласно предварительным прикидкам, его строительство потребует примерно трёх миллиардов долларов.

В сотни миллионов, а может быть, и в миллиарды долларов, обойдётся решение проблемы энергообеспечения Крыма. В настоящее время полуостров обеспечивает себя электроэнергией лишь на 20 процентов, а остальное идёт по линиям электропередачи из материковой Украины.

По оценке аналитика «Ренессанс Капитала» Владимира Скляра, подсоединение полуострова к Кубанской энергосистеме через Керченский пролив путём прокладки подводного кабеля или линии электропередач будет стоить 300—500 миллионов долларов. Возможно также строительство собственной генерации на территории Крыма. Возведение необходимых для этого электростанций обойдётся, по подсчётам Скляра, в1,7—1,8 миллиарда долларов.

Вода - еще один дефицитный ресурс для полуострова. 84 процента потребляемой воды Крым сейчас получает по Северо-Крымскому каналу из Днепра. Во сколько обойдётся создание независимой от Украины системы водоснабжения аналитики даже не берутся подсчитать, отмечая только, что это огромные деньги. Впрочем, скорее всего, канал никто перекрывать не будет, но Киев не преминет выставить за воду солидный счёт Москве.

«Временные» трудности

Традиционно основная статья доходов крымчан —туризм. По данным Укрстата в прошлом году доходы автономной республики от туризма составили 446 миллионов долларов. В курортный сезон полуостров принимал ежегодно шесть миллионов туристов, больше половины из которых составляли граждане Украины. «Теперь они туда не поедут, — уверен директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. — Придётся компенсировать провал курортного сезона за счёт организованного завоза российских туристов».

Однако представители туриндустрии в реальности такого сценария сомневаются: ведь и в украинский Крым свободно ездили из России все, кто хотел. Для того чтобы появились новые желающие, курорту требуется серьёзно обновиться и модернизироваться, а на это опять же потребуются деньги, и немалые.

Оценивая перспективы развития туризма в Крыму, стоит учитывать: Россия только что уже отстроила себе один курорт — Сочи, вложения в который обошлись стране в 50 миллиардов долларов. Теперь ей придётся выстраивать курорт-конкурент, что потребует соизмеримых финансовых затрат. Подобные средства, по мнению издания, российская экономика, переживающая нынче не лучшие времена, вряд ли изыщет.

Впрочем, страдает не одна только туристическая отрасль. У банковской системы также большие трудности: украинские банки, по понятным причинам из Крыма ушли, российские даже под нажимом федеральных властей идут сюда не слишком охотно. Сейчас большая часть сделок в Крыму осуществляется за наличные, а кредитные карты – не работают.

Еще одна напасть, с которой столкнулись крымчане – высокая инфляция. Ответственность за нее Москва должна взять на себя. Российские таможенники отказываются пропускать грузы с Украины, с которой до последнего времени в крымские магазины поступало 80 процентов продуктов питания. Как следствие, цены на еду и другие товары первой необходимости стали стремительно расти. Только за первые 5 месяцев инфляция на полуострове составила почти 17 процентов. И это не предел: местные экономисты предсказывают, что до конца года она достигнет минимум 25 процентов.

Россия, естественно, обещает помочь - в частности, она планирует создать в Крыму игорную зону наподобие Лас-Вегаса. Однако это произойдет не настолько быстро, чтобы регион смог избежать «временных экономических трудностей», как выразился премьер-министр Крыма Сергей Аксенов.

Ловушки национализации

Власти Крыма практически сразу же после референдума 16 марта о присоединении к России, объявили о национализации собственности украинских госкомпаний на территории полуострова.

Общая стоимость госактивов Украины в Крыму превышает, по подсчётам «Форбс», один миллиард долларов. Ну а самым лакомым куском здесь является на сто процентов государственная энергетическая компания «Черноморнефтегаз», которая отныне признана республиканской. Её балансовая стоимость превышает 440 миллионов долларов. В собственность Крыма перешли все её активы, в том числе вышки, ведущие добычу на шельфе. Именно «Черноморнефтегаз», добывающий около двух миллиардов кубометров топлива в год, поставляет в Крым две трети потребляемого там газа.

Также Крым завладел активами железнодорожной госкомпании «Укрзализныци», а именно железнодорожными путями и некоторыми здравницами. Среди других «вкусных» активов, доставшихся Симферополю,«Форбс» выделяет «Сакские тепловые сети», Камыш-Бурунскую и Симферопольскую ТЭЦ. Госдоля в них может потянуть на 80—100 миллионов долларов.

Ценным активом являются и крымские алкогольные компании, которые местный парламент тоже обещал национализировать. По оценкам главы Союза виноградарей и виноделов России Леонида Поповича, совокупная стоимость крымских виноградников превышает 250 миллионов долларов.

Наконец, власти Крыма объявили о национализации свыше 130 объектов туристической инфраструктуры, которые находились в государственной собственности Украины, включая такие известные, как Институт имени Сеченова в Ялте и детский центр «Артек».

Между тем Киев вполне может попытаться признать в международном суде национализацию в Крыму незаконной. Многие юристы предсказывают, что Украина, поддерживаемая не признавшими присоединение Крыма государствами, скорее всего, оспорит эти действия в Международном суде ООН. А значит, России пора готовиться к международным судам. Причём, по их результатам Украина может не только получить компенсацию за само отобранное имущество, но и потребовать деньги за его незаконное использование с тех компаний, которым оно достанется.

Кризис на пороге

Россия вкачивает серьезные денежные средства в Крым, обещает вкладывать еще большие. Наверное, эти обещания будут выполняться - все-таки геополитические ставки проекта «крымнаш» очень велики. Хотя и финансовые возможности России отнюдь не безграничны — ее собственная экономика движется к рецессии.

Однако, несмотря на все усилия Москвы, можно констатировать: на данный момент Крым выглядит изолированным от окружающего мира сильнее, чем когда бы то ни было. Его вторая после туризма экономическая опора — морские перевозки —в большой степени ослаблена фактором политической нестабильности в регионе. В этих условиях мало кто из третьих стран стремится вести торговлю, используя крымские морские порты. Тем более, что они сейчас оказались в состоянии правовой неопределенности.

А еще по экономике Крыма болезненно ударили международные санкции. Уже ясно, что запрет ЕС на поставки крымской продукции в страны Европы (а именно, товаров Крыма без украинской маркировки) негативно отразится на экономике республики, так как удельный вес вывозимых в Евросоюз товаров на некоторых промышленных предприятиях превышал 35 процентов.

По статистике Министерства экономического развития Республики Крым, за первый квартал 2014 года – то есть до введения санкций - стоимостной объем экспорта в Европу приближался к 6 миллионам долларов, всего же удельный вес экспорта в страны ЕС превышал 10 процентов. Главными торговыми партнерами для Крыма на данном рынке были Германия и Венгрия, а с основными экспортными позициями выступила продукция машиностроения, химической промышленности и сельского хозяйства.

Теперь местным производителям придется искать новые рынки сбыта продукции, а это займет определенное время, поэтому многие предприятия промышленности пострадают от введения запрета на импорт крымских товаров, считает исполняющий обязанности министра промышленной политики Крыма Андрей Скрынник.

Причем запрет на импорт товаров с полуострова — лишь первый дискриминационный шаг Евросоюза, опасается Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК. Дальше могут последовать другие санкции, к примеру, ограничение на предоставление финансовых услуг, грузоперевозки и прочее. ЕС будет последовательно вести линию по непризнанию нынешнего статуса Крыма, уверен эксперт, и это весьма болезненно отразится на экономическом положении полуострова - и без того весьма незавидном.