Цены на нефть могут взлететь. И очень высоко экспертные оценки

Дмитрий Докучаев, обозреватель, Москва

Похоже, что во второй половине февраля нефть укрепилась на новом ценовом уровне – около 60 долларов за баррель. В отдельные дни нефтяные котировки чуть недотягивают до этого рубежа, в отдельные – чуть превосходят, но в целом колебания идут вокруг отметки в 60 долларов. Это, разумеется, крайне далеко от тех уровней, на которых баррель находился еще минувшим летом – 110-115 долларов, но уже и не те 45-48 долларов, на которых он пребывал в январе.

А что дальше?

Большинство экспертов считает, что нынешний 60-долларовый рубеж крайне важен для нефтяного рынка, поскольку именно сейчас может определиться, куда качнется рынок – в сторону роста, туда, где маячат 80-85 долларов за баррель, или в сторону падения, где возможные уровни и в 20 долларов за баррель. Угадать будущий тренд, как всегда, когда дело касается «черного золота», невозможно. А прогнозы даже самых уважаемых экспертов и аналитических центров разнятся порой на 180 градусов.

Авторитетное Международное энергетическое агентство (МЭА), скажем, считает, что мировой спрос на нефть в ближайшие пять лет будет восстанавливаться после крайне слабого роста в 2014 году, однако он все равно не дотянет до того уровня, что наблюдался до финансового кризиса 2008 года. «Рост мирового спроса в среднем составит 1,2% в год, что слабее спроса докризисного периода (1,9% в период с 2001 по 2007 годы)», – говорится в докладе МЭА, посвященном пятилетнему прогнозу развития рынка нефти.

Как полагают аналитики МЭА, снижение цен на нефть уже негативно сказалось на добыче сланцевой нефти в США, что в свою очередь поддержит спрос на «черное золото», добываемое в странах ОПЕК и проложит дорогу к удорожанию барреля.

То, что сланцевая добыча в Америке в связи с резко подешевевшим баррелем переживает не лучшие времена, – неоспоримый факт. Только за одну неделю февраля в США количество буровых установок сократилось сразу на 87 штук, и, вероятнее всего, закрытия продолжатся.

Тяжело приходится в условиях низких цен и представителям традиционной «нефтянки». 12 февраля французская нефтегазовая корпорация Total, к примеру, объявила, что в ближайшие два года сократит две тысячи сотрудников. Кроме того, компания решила продать активы на 5,5 млрд долларов в текущем году, так как ситуацию на рынке руководство оценивает как нестабильную. Среди тех, кто также идет по пути сокращений, замечены и другие ведущие игроки мирового нефтяного рынка –Schlumberger, Lariat Services, Trican Well Service и Royal Dutch Shell.

«Мы увидим лучшие цены…»

Так утверждает министр нефти Кувейта Али Салех аль-Омайр. И он не единственный настроенный оптимистично. Чем вызвана волна оптимизма?

По мнению экспертов, новости о сокращении производственных мощностей, могут стать предвестником наметившейся тенденции усиления спроса, которая так необходима сырьевому рынку.

Исходя из всех этих факторов, аналитики JP Morgan полагают, что стоимость нефти увеличится во втором полугодии текущего года. Фундаментальные факторы, воздействующие на рынок нефти- такие как обострение конфликта Ливии с группировкой ИГИЛ, забастовка нефтяников в США, которая длится около месяца, плюс постепенное сокращение количества буровых платформ в США, свидетельствуют, по мнению аналитиков о том, что рынок готов к полноценному ценовому развороту в сторону роста.

Напомним, что аналитики связывают резкое снижение стоимости «черного золота» осенью 2014 года с переизбытком сырья на рынке. Решение стран ОПЕК от 27 ноября 2014 года сохранить квоту на добычу нефти на уровне 30 миллионов баррелей в день только усилило обвал цен на нефтяном рынке.

Но теперь, как утверждает министр нефти Кувейта Али Салех аль-Омайр, ситуация меняется. «Цены на нефть восстанавливаются быстрее, чем ожидалось», - приводит слова министра агентство Франс Пресс. «Я думаю, что рост цен продолжится… Стоимость начала расти, и мы надеемся, во второй половине 2015 года мы увидим лучшие цены» - добавил аль-Омайр.

Отчеты ОПЕК также демонстрируют, что избыточное предложение на рынке в настоящее время снижается быстрее, чем ожидалось. Излишки добычи сейчас определенно ниже 1,8 миллиона баррелей в сутки — показателя, который приводила ОПЕК и другие аналитические центры в течение последних нескольких месяцев.

К этому стоит добавить и тот факт, что многие члены ОПЕК недовольны нынешним уровнем цен. Организация стран-экспортеров может провести чрезвычайное заседание по ценам на нефть. Об этом на днях сообщила The Financial Times со ссылкой на министра нефти Нигерии, президента ОПЕК Диезани Алисон-Мадуэке.

По ее словам, почти все страны ОПЕК, за исключением арабских государств, чувствуют себя в текущих условиях очень некомфортно. Если цена на нефть упадет еще сильнее, то очень вероятно, что примерно в течение следующих шести недель будет созвано чрезвычайное заседание ОПЕК. «Мы уже ведем переговоры со странами-членами организации», - сказала Диезани Алисон-Мадуэке.

Обвал или 80 долларов за баррель?

В России схлестнулись два противоречащих друг другу мнения - экс-министра финансов А.Кудрина и вице-премьера А.Дворковича.

Увы, многие на рынке уверены в том, что нефтяные цены ждет новый обвал. В частности, аналитики Goldman Sachs прогнозируют, что ралли на нефтяном рынке прекратится и цены на мировых биржах опустятся до39 долларов за баррель.

В России, экономика которой, как известно, критически зависит от цен на углеводороды, подобную точку зрения разделяет известный экономит и общественный деятель, экс-министр финансов Алексей Кудрин. Он не исключает того, что баррель может кратковременно упасть и до 20 долларов, поскольку «сейчас сложилось много факторов, которые пока давят на уменьшение цены на нефть».

А вот действующий вице-премьер России Аркадий Дворкович уверен, что разумной ценой за баррель нефти является 80-85 долларов. «Очень низкая цена на нефть невыгодна никому, потому что трудно бюджетам тех стран, что производят нефть: они тоже хотят жить, - считает вице-премьер. - Да и многие инвестиции не будут осуществляться, если будет такая волатильность цен на нефть, а значит, не будет такого предложения нефти и цены могут единомоментно взлететь очень высоко».

В общем, мнений столько и они такие разные, что при желании каждый может сам выбрать, в какое будущее барреля верить. Лично мне, автору этих строк, кажется, что в ближайшей перспективе мы все-таки увидим рост барреля, но достаточно медленный и плавный. Какого-то крутого взлета, а тем более резкого падения я не ожидаю, если конечно, не возникнет каких-то чрезвычайных политических обстоятельств, которые резко изменят ситуацию – в том числе и на чувствительном нефтяном рынке.