Евросоюз на нашем пороге (наша аналитика)

Сидги Шевкет

"Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно" (Данте Алигьери)

27 июня 2014 года три республики бывшего СССР подписали соглашение об ассоциации с Европейским Союзом. Для нас это событие особенно важно, так как эти три страны являются нашими партнерами по организации ГУАМ – это Украина, Молдова и Грузия. Соответственно зона свободной торговли ЕС вплотную подходит к нашим границам.

Наша страна до сих пор не определилась с выбором и остается последним участником ГУАМ, не подписавшим соглашение об ассоциации с ЕС. Стоит отметить, что в какой-то мере для нас выгодна ситуация, при которой наши ближайшие соседи и бывшие сокамерники по коммунистическому лагерю вступают на путь ускоренной евроинтеграции раньше нас. Своего рода апробация. Их опыт позволит нам лучше понять наши собственные возможности, перспективы дальнейшего развития, а равно и все плюсы и минусы при принятии потенциального решения об однозначном европейском выборе.

С другой стороны, не исключена возможность опоздать с выбором внешнеполитической стратегии в ситуации, когда кардинально меняется весь геополитический ландшафт мира. Если раньше сбалансированная внешняя политика в условиях соревнования между великими державами могла довольно эффективно работать, то сегодня, когда соревнование переросло в жесткое соперничество и противостояние, нет никакой гарантии, что наша сбалансированная внешняя политика не восстановит против нас кого-либо из крупных геополитических игроков, а то и их всех.

Понятно, что европейский выбор Украины, Молдовы и Грузии вызвал резкое неприятие со стороны Кремля, но разве взамен европейской интеграции Москва предлагает что-либо иное, кроме как воссоздание СССР в новом жанре, с отсутствием привлекательной шкалы ценностей, понятной каждому. 

Внешнеполитический курс России в последние два или три года явно показал, что ее более не устраивает простой нейтралитет своих ближайших соседей. Если прежде Кремль вполне довольствовался формулой "ни нам, ни им", то сегодня он хочет от членов СНГ подчинения своей воле. Пусть даже используя "право сильного". В этих условиях становится чрезвычайно сложно лавировать в мутных водах мировой политики, и некоторым странам просто пришлось сделать свой выбор в ту или иную сторону, чтобы хоть как-то защитить свою хрупкую государственность и территориальную целостность.

Тут можно возразить, что Украина, Молдова и Грузия, избравшие европейский путь, могут окончательно потерять Крым, Приднестровье и Абхазию с Южной Осетией. И что же сможет в таком случае сделать ЕС? Как контраргумент можно задать встречный вопрос, а разве будучи в хороших отношениях с Россией они смогли хоть как-то продвинуться по пути решения этих затяжных конфликтов. Ответ ясен. Для России эти конфликты крайне важны в качестве рычагов давления на соответствующие страны, и отказываться от них она явно не намерена. Можно ли гарантировать, что если завтра, представим гипотетически, в Тбилиси пришли к власти пророссийские силы и Грузия резко повернула в сторону Москвы и даже вступила в Таможенный союз, Кремль отзовет свое признание независимости Абхазии и Южной Осетии и окажет помощь их реинтеграции в Грузию? Таких гарантий нет и быть не может. Кремль давно ведет свою внешнюю политику по отношению к ближайшим соседям, руководствуясь старым и до поры до времени действенным принципом "разделяй и властвуй". И в эту картину усиление даже своих союзников никак не вписывается.

Если для той же Америки важно, чтобы ее союзники по НАТО были более инициативными, обладали большей военной мощью, были способны самостоятельно решать те или иные международные проблемы, то для России всегда было важно, чтобы ее союзники и партнеры были как можно слабее и находились в большей, если не в абсолютной зависимости от ее воли. Демократические страны не боятся друг друга. Страны с авторитарной формой правления, диктатуры боятся всего и всех, и потому, в свою очередь, стараются, чтобы и их боялись. Страх является их главным инструментом как во внутренней, так и во внешней политике.

Те же страны, которые не желают находиться постоянно в страхе, попросту сделали сегодня свой окончательный и решительный выбор. И их не остановили никакие потенциальные "кары", которые так щедро обещает излить на них Кремль. Лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас.

В одной из своих статей я уже писал по этому поводу, что нерешенные конфликты могут явиться серьезным препятствием для евроинтеграции. Образно выражаясь. это именно тот случай, где хвост виляет собакой. И я все еще остаюсь при своем мнение, что действенным, хотя и болезненным, рецептом по выходу из этой непростой ситуации может, в крайнем случае, стать ампутация хвоста. Ни Украине, ни Молдове, ни Грузии не стоит сейчас зацикливаться на проблеме оккупированных территорий. Ведь именно этого и желает Кремль. Тут можно, конечно, поспорить, но, наверное, лучше поездом доехать до благополучной Европы, пусть даже без одного-двух вагонов, чем ржаветь всему поезду целиком в безвыходном тупике. Тем более что и в этом тупике отцепленные вагоны вряд ли кто отдаст обратно.

Что касается нашей главной проблемы – Карабаха, то это совсем другая история. Если фактически Россия так или иначе использует этот козырь для давления на Азербайджан, то формально Карабах не имеет границ с Россией, как Абхазия и Южная Осетия, и в Карабахе не проживают этнические русские, как в Приднестровье и Крыму. То есть Россия де-юре не является стороной конфликта. С другой стороны. Азербайджан и Армения могут при желании легко сбросить с себя навязываемую им опеку Кремля, одновременно повернув в сторону Евросоюза. И у нас в стране и даже в Армении есть достаточное большинство, желающее связать судьбу своей страны со свободной и демократической Европой. В таком случае Азербайджан и Армения сами могли бы решить свои проблемы в рамках дорожной карты в Евросоюз.

Лично я глубоко уверен, что придет время, когда и Россия пойдет по этому пути. Другого не дано. Россия все же европейская страна, что бы сегодня там ни происходило.

А что касается героев сегодняшнего дня, то остается им пожелать: в добрый путь, друзья!