Крах сланцевой революции наша аналитика

Дмитрий Докучаев

Сланцевая революция, развернувшаяся за океаном в последние годы и буквально на наших глазах изрядно перекроившая энергетическую картину мира, вот-вот может захлебнуться. Не так давно с подобным пророчеством выступило авторитетное международное агентство Bloomberg.

Добыча падает, а число пессимистов растет

Аналитики полагают, что фиаско грянет уже в мае после очередного падения цен на нефть на мировых биржах. И это не единственный негативный прогноз. Агентство энергетической информации США (EIA) считает, что в мае ее добыча начнет снижаться – причем это произойдет впервые за два года. С ним во многом согласны аналитики из Deutsch Bank AG, Goldman Sachs Group Inc. и IHS Inc., которые тоже прогнозируют прекращение роста добычи нефти в США, хотя и не исключают, что оно может быть временным.

Пессимистические прогнозы для нефтяной промышленности США рождаются не на пустом месте: они звучат на фоне снижения стоимости нефтяных фьючерсов до самых низких величин за шесть лет. Обвал цен на нефть уже привел к остановке работы половины бурильных установок и закрытию тысяч рабочих мест. Сейчас в США сланцевую нефть добывают, по данным нефтесервисной компании Baker Hughes Inc, лишь 760 установок. Это наименьшее количество за последние 5 лет. Специалисты предупреждают, что при продолжающемся закрытии все новых и новых десятков бурильных установок добыча сланцевой нефти очень скоро начнет стремительно падать. В мае-июне, по прогнозам EIA, общий объем добычи американскими нефтяниками снизится еще на 70 тыс. баррелей в сутки.

В поисках «точки рентабельности»

Многие аналитики считают, что именно благодаря сланцевому буму в Америке нарушился баланс спроса и предложения на мировом рынке нефти, произошло его затоваривание избыточными объемами «черного золота», и в результате во второй половине минувшего года резко – почти в два раза - рухнула цена барреля.

Парадокс ситуации заключается в том, что сланцевая добыча, основанная на дорогостоящей технологии гидроразрыва пластов (фрекинг), является низкорентабельной. То есть она может окупить себя только при весьма высокой цене на нефть. Правда, какова именно эта «точка рентабельности» - до сих пор не вполне понятно. Год назад считалось, что 80 долларов за баррель, потом стали говорить о 60 и даже о 50 долларах. Как бы то ни было, добыча сланцевой нефти в США оказалась в заколдованном круге: она могла начаться и развиваться только при высоких ценах на нефть, благодаря ей предложение на мировом рынке сильно превысило спрос, как следствие – цены на нефть упали и теперь вся сланцевая добыча оказалась на грани, а, может быть, и за гранью рентабельности.

Экспорт сланцевой революции, по мнению ряда аналитиков, также не удался. Крупнейшие нефтяные компании потратили пять лет и миллиарды долларов, пытаясь повторить американский сланцевый бум в других странах. Но теперь они начинают отказываться от этих попыток. Chevron, ExxonMobil и Royal Dutch Shell свернули практически всю деятельность по разработке сланцевых месторождений в Европе, России и Китае. Причины разные: в России – санкции, во Франции – запрет властей, в Германии – мораторий, в Польше – плохие результаты геологоразведки, а также снижение цен на нефть, которое делает проекты экономически невыгодными. В результате, по данным EIA, за пределами Соединенных Штатов коммерческая добыча сланцевой нефти ведется только в Китае, Аргентине и Канаде.

Заговор саудитов

При этом на долю США приходится менее 10% оцениваемых мировых запасов сланцевых нефти и газа. По оценкам EIA, в Европе (включая Россию) и Китае они почти втрое больше, чем в США. «Темпы развития отрасли за пределами Северной Америки медленнее, чем предполагалось», – признался недавно Саймон Хенри, финансовый директор Shell.

Теперь американские эксперты считают, что активная добыча сланцевых нефти и газа в других странах, возможно, начнется лишь в следующем десятилетии. Одним из препятствий для компаний стала высокие расходы на фрекинг за пределами США, при том что нефть подешевела. Так, в Польше и Китае расходы на скважину могут достигать 25 млн долларов, а в США они, в среднем, около 5 млн долларов, отмечает Мелисса Старк из консалтинговой компании Accenture. Близкий конец сланцевой революции способен развернуть ситуацию на мировой энергетическом рынке – и, прежде всего, убрать с него избыточное предложение «черного золота». Напомним, что резкое падение цен на нефть в прошлом году многие эксперты объясняют «заговором» Саудовской Аравии – лидера ОПЕК.

Якобы саудиты таким образом пытались вывести с рынка низкорентабельные добычные проекты, в первую очередь американские, дабы не отдавать им свою часть рынка. Если это так, то эта цель сейчас как никогда близка. Ну а другим нефтедобывающим странам, которые оказались невольными жертвами этого заговора, включая Россию и Азербайджан, восстановление статус-кво досланцевого периода безусловно, выгодно – ведь цена барреля опять может вернуться к высоким отметкам – под 100 или даже за 100 долларов.

Впрочем, не будем торопить события. Пока что констатируем, что добыча нефти в США достигла в марте сорокалетнего максимума - 9,32 млн баррелей в сутки. И вряд ли Америка так легко признает свое поражение в борьбе за сланцевую нефть и откажется от столь стратегически важной для нее добычи, которая может в короткий срок обеспечить полную энергетическую независимость страны.