Цены на нефть зависли: эксперты в растерянности наша аналитика

Мамед Эфендиев

В последнее время цены на нефть относительно стабилизировались. Небольшие скачки вверх или вниз, периодически наблюдающиеся на биржах, вызывают краткосрочный ажиотаж на рынке, но вскоре наступает новое затишье. Цены на Brent варьируются в пределах 63-65 долларов, WTI – уже достигает уровня в 60 долларов. Внешне кажется, что новые цены на нефть уже установились, тенденций к росту или снижению не видно, что создает огромное поле для выдвижения разных прогнозов на ближайшее будущее, многие из которых полностью противоречат друг другу. Часто противоречат друг другу даже заявления одного и того же эксперта.

Такую палитру прогнозов объяснить трудно. На наш взгляд, это связано с тем, что динамика цен на нефть уже не всегда совпадает даже с данными о добыче сырья и его запасах. Возникшую ситуацию можно сравнить с зависанием компьютера, когда все старания пользователя не могут заставить сдвинуться застывшую стрелку с места. Единственный выход при этом - перезагрузка.

Многие крупные специалисты-нефтяники пытаются разъяснить ситуацию и причины ее возникновения, убедить общественность в том или ином исходе вопроса, прогнозировать сроки и цены. Но тщетно. Нефть никого не слушается. Вот, скажем, наш земляк, глава российской компании ЛУКОЙЛ Вагит Алекперов считает, что падение цен на нефть в 2014 году было больше связано с технологическими процессами, а не с политическими.

«Наша отрасль переживает не лучший период своего развития, потому что резкое падение цены в 2014 году, конечно, поставило всю отрасль и в России, и за пределами РФ в сложную ситуацию. Конечно, мы не ожидали такого резкого падения цен, и наши аналитики, которые работали на нас, к сожалению, подвели нас. Мы считаем, что все-таки здесь политики меньше, больше от процессов, которые происходят — технологических и чисто экономических», — сказал он.

В таком же духе высказывались и главы других нефтяных гигантов мира, все считают, что их подвели собственные аналитики и эксперты, которым, кстати, за их работу платят очень крупные деньги. Но на этот раз они эти деньги не оправдали. Представляете, это касается почти всех экспертов-нефтяников. Поэтому мы позволим себе не совсем согласиться с мнениями лидеров мировой нефтянки.

Цены на нефть упали почти вдвое с лета прошлого года. Сегодня эксперты связывают это с переизбытком предложения на рынке, с этим мнением, видимо, соглашается и Вагит Алекперов. Но, во-первых, хотелось бы напомнить этим экспертам: когда этот процесс начался в прошлом году, многие из них говорили именно о его политической составляющей, а потом уже приводились экономические и технологические нюансы. А во-вторых, если все же это действительно было связано с переизбытком предложения на рынке, то как же получилось, что уважаемые эксперты не смогли этот процесс своевременно, если и не предсказать, то уж во всяком случае увидеть и высказать предложения для принятия соответствующих мер. Ведь экономические процессы и прогнозы давно научились вычислять математически с использованием многочисленных мультипликаторов и прочих вспомогательных инструментов.

И не мы одни так думаем. Перенасыщение нефтью – это большой миф, считают в vestifinance.ru. Правда, российские эксперты считают, что это связано с жульничеством со статистикой, возможно и в нефтяном секторе. Так, снижение цен на газ должно было привести к тому, что люди будут тратить больше, но не экономить. Но ни это, ни активное стимулирование экономики и работы «печатного станка» в последние годы, уровень жизни простых американцев не улучшает.

Хочется также напомнить читателю, как с прошлого года до последних месяцев звучали утверждения российских экспертов о политическом характере резкого спада цен на нефть. Они пытались возложить всю вину за это на сговор США с Саудовской Аравией, направленный против России. Правда, потом эти стрелы несколько изменили направление, мол, между США и саудитами разгорается война за рынок нефти, война между традиционным способом добычи нефти и сланцевой нефтью.

Да и сегодня еще не все заявления о перенасыщении совпадают с реальностью. Терминалы в Кушинге заполнены не полностью, существует огромный объем свободных мощностей в других регионах США. По данным Минэнерго США, запасы нефти в стране за неделю, завершившуюся 15 мая, снизились на 2,67 млн. баррелей до 482,2 млн. баррелей. Добыча в США вырастет на 900 тыс. баррелей? И этот прогноз не оправдался: добыча нефти в стране сократилась на 112 тыс. баррелей в сутки - до 9,262 млн. баррелей. Это объясняет, почему цены значительно выросли в последние месяцы. Добыча долгое время после сокращения числа буровых установок не снижалась, но сейчас процесс начался, а запасы сокращаются.

В то же время ОПЕК считает нефтяной бум в Северной Америке устойчивым, несмотря на снижающиеся цены. А текущий низкий уровень мирового спроса на нефть означает, что потребность в черном золоте ОПЕК снизится с 30 млн. баррелей в сутки в 2014 году до 28,2 млн. баррелей в 2017 году. Это ставит группу нефтедобывающих стран перед выбором: либо снизить добычу с нынешних порядка 30 млн. баррелей в сутки, или готовиться и дальше терпеть низкие цены.

Конечно, не считаться с мнениями столь высоких авторитетов невозможно, даже если они так сильно расходятся. Но ведь и эксперты нефтяных компаний учитывают в своих прогнозах все более или менее значимые высказывания как своих партнеров, так и конкурентов. Вряд ли они могли упустить наступление на рынок сланцевой нефти, разработки которой ведутся не первый год. В то же время предсказать резкий спад потребности в нефти они действительно не смогли. И подвели их при этом не отсутствие экономических навыков, а резко изменившаяся мировая политическая палитра.

Ну как могли США не показать своим союзникам в ЕС возможности нетрадиционной добычи нефти и газа, когда им нужны были европейские санкции против России? Вашингтон открыто дал понять, что готов поставлять в Европу сланцевый газ и дать разрешение на экспорт нефти. Это сразу сбило спесь с Москвы и приободрило Брюссель. А как только все улеглось, так и добыча сланцевых углеводородов стала нерентабельна. Это не политика? И таких примеров, касающихся, кстати, не только США и России, можно привести много. Просто в данном случае политика умело прикрывалась экономической декорацией.

И еще. Говорят, что экономисты – народ дотошный. Если у политика возможны лишь один-два прогноза на тот или иной вопрос, то уважающему себя экономисту для прогноза развития значимого события требуется как минимум три варианта политических прогнозов – оптимистический, пессимистический и средний. Лишь заполучив эти три варианта, он возьмется за расчет своих соответствующих прогнозов. И в данном случае экспертов-нефтяников подвели, думается, отсутствие или неверные политические прогнозы. Ведь прогнозы таких событий, которые развернулись в прошлом году, скажем, в Украине, не афишируются. Так что источник ошибки экспертов надо искать намного глубже, о чем не может говорить глава ЛУКОЙЛа…