Затулин: Армяне используют Карабах, чтобы отказаться от Таможенного союза

Армяне "без стеснения поднимают карабахский вопрос" для провала собственного вступления в Таможенный союз. Об этом заявил в беседе с первым информационным директор Института стран СНГ бывший депутат Госдумы РФ Константин Затулин.

- Господин Затулин, вы раньше отмечали, что армянская сторона не должна поднимать вопрос статуса Карабаха в Таможенном союзе, тем самым осложняя переговоры вокруг вступления в союз. Однако премьер-министр РА Овик Абраамян отметил, что Армения и Карабах неотделимы, намекая на нецелесообразность установления таможенного пункта между Арменией и Карабахом. Это наблюдение привлекло внимание многих российских аналитиков, в нем увидели отказ от евразийских интеграционных проектов. Что вы думаете об этом?

- Я уже говорил, что в ходе переговоров ТС - Армения вопрос статуса Нагорного Карабаха не является необходимым для Армении. Я бы хотел отметить, что часто не комментирую те замечания, которые выведены из контекста. Я не думаю, что премьер-министр Армении или вообще любой премьер-министр сказал это относительно ТС, я склонен думать, что он сделал общее заявление, не относящееся к ТС. Это, судя по всему, заявление, сделанное по другому поводу. Я ни разу не слышал, чтобы премьер-министр Армении, говоря о переговорах по поводу вступления в ТС, заявил, что ТС должен признать присоединение Нагорного Карабаха к Армении. Я уверяю вас, что такого заявления никогда не было, и было бы удивительно, если бы премьер-министр Армении, бывший или новый, поставил бы такой вопрос.

- Овик Абраамян об этом говорил, отвечая на вопрос относительно вступления в ТС на основании информации, которую сообщил Антон Азаров о том, что вопрос т.н. "НКР" не обсуждался в ходе переговоров.

- Я еще раз повторяю, что мне кажется довольно странным то, что когда нет точного желания, неважно какая сторона, будь то российская, американская или армянская, несмотря на свои интересы начинает обесценивать вопрос, в чем нет никакого смысла, и в частности в ходе переговоров вокруг членства в ТС. Я не понимаю, почему вопрос "НКР" поднимается вновь и вновь. Кому-то нужно докопаться и довести вопрос вступления в Таможенный союз до этого уровня. Давайте честно признаем, что в Армении существуют силы, которые не хотят членства Армении в ТС и ищут повод, в том числе и не стесняются поднимать вопрос "НКР", чтобы провалить переговоры по вступлению в ТС. Если это действительно так, то это печально.

- Если оставить в стороне позицию армянской стороны в этом вопросе, существует ли в ТС абсолютное согласие относительно членства Армении? Не создают ли препятствия Казахстан и Беларусь для вступления Армении в ТС по целому ряду причин?

- В прошлом году были некоторые заявления подобного содержания, однако после этого до сегодняшнего дня состоялось много встреч, есть официальные результаты переговоров, и официальные заявления о том, что вопрос вступления Армении в ТС обсуждался и решился положительно. После этого я не слышал других заявлений со стороны Беларуси и Казахстана о том, что Армения не может стать членом ТС. У наших партнеров могло быть много различных сомнений до единых обсуждений этого вопроса, но после обсуждений было принято решение. У меня нет никаких оснований для предъявления возражений Казахстану и Беларуси о том, что они отказываются от своих, ранее принятых, решений.

- То есть вы не видите препятствий для членства?

- Чтобы ответить на этот вопрос, я должен знать, как проходят переговоры. В настоящее время и в последний период я не следил, и я в действительности не вижу необходимости изобретать препятствия для Армении на пути вступления в Таможенный союз, а также для Казахстана и Беларуси. По крайней мере, политической проблемы я не вижу. А что касается детальных обсуждений и условий, то я могу не знать, и считаю, что если даже есть проблемы, то их не должны обязательно характеризовать, как препятствия.

Препятствием на пути вступления Армении в ТС может быть следующее условие со стороны Армении: «Признайте "НКР", которую я, Армения, до сих пор не признала, раньше меня признайте государственность "НКР", если не признаете, то я не вступлю в ТС». Это препятствие. А остальные технические вопросы являются проблемами, а не препятствиями. Я не знаком с переговорным процессом в деталях, поэтому не могу точно ответить.