Вашингтон - Москва: у кого нервы крепче? (взгляд из Москвы)

Рафаэль Гусейнов, специально для haqqin.az

Российский президент Владимир Путин, отправляясь за рубеж, предпочитает, как правило, уложиться в один-два дня. Все его поездки кратковременны и заполнены до предела встречами и беседами. Работая в газете «Труд», а затем в «Трибуне», я как шеф-редактор отвечал за так называемый «кремлевский пул». Это означает инструктаж и подготовку журналистов, сопровождающих первое лицо государства в его поездках. Дело было непростое.

Сопровождающий президента журналист должен был обладать целым рядом порой взаимоисключающих для российского газетчика качеств. Необходимо было - хорошо и быстро писать, пользоваться современными средствами связи, употреблять водку только тогда, когда можно, а не когда хочется, понимать, что на встречу с главой государства, даже если это Экваториальная Гвинея, надо приходить в брюках, а не в шортах и шлепанцах. И если с этим мы как-то справлялись, то стремительный ритм путинских поездок выдерживали не все. Приходилось аккредитовывать в кремлевском пуле не одного, а двух-трех журналистов. В этом смысле нынешнее латиноамериканское турне – не исключение, а вот его длительность все же редкость. Особенно в эти времена, когда конфликт на Украине перерос в полномасштабную войну, поменял общеевропейские ценности и поставил мир на грань очень серьезных событий. С другой стороны, становится понятно, что кратковременный период любви и дружбы Запада с российскими либералами и демократами, завязавшийся в ельцинские времена, подошел к концу.

В США и Европе остались недовольны, почему Россия так медленно привыкает к европейским ценностям. Причем некоторые из этих «ценностей», в частности однополые браки, и вовсе не хочет принимать. В свою очередь, россияне, обладающие крупнейшей в мире сырьевой базой, как, впрочем, и Азербайджан, не понимают, с какой стати они должны строить свои газо- и нефтепроводы там, где это хочется европейцам, и почему цену на российский же газ должны устанавливать в Брюсселе, а не в Москве.

После распада СССР в Европе начали строить новый мир. Сегодня оказывается, что России в этом мире и в этом доме уготовано место младшего партнера, который должен рассчитывать на угол в прихожей англосаксов, но никак не в гостиной. Может быть, пришло время начать строить новое здание? Его конструкции необычны и рискованны для внешней политики. Но, как известно, кто не рискует, тот пьет всю жизнь только «Бадамлы» или «Нарзан».

Прилетят ли на Кубу «зеленые человечки»

Демонстративные ответы России на попытки США изолировать ее на международной арене, сделать изгоем не случайны. Есть еще один аспект в этом решении, и осведомленные обозреватели не могут с этим не считаться. 26 марта этого года президент США Обама заявил в Вашингтоне о том, что «Россия сегодня является всего лишь региональной державой».

На следующий день представитель Госдепартамента США попытался оправдаться, указав, что никто не хотел задеть национальные чувства россиян. Но осадок, как говорится, остался. Что бы там ни писали про Путина, но его стремление не допустить унижения России, учитывать ее мнение при решении глобальных вопросов у него не отнимешь. Я вспоминаю одну из встреч с ныне покойным премьер-министром Израиля Ариэлем Шароном. Принимая российских журналистов в своей резиденции в Иерусалиме и отвечая на мой вопрос о взаимоотношениях России и США, Шарон сказал: «На Западе многие не могут понять менталитета русских. В тех же США я всегда стремлюсь объяснить, что Россия пытается вернуться в ряд великих держав, сохранить этот статус, и это нормальное, естественное желание. На определенном историческом этапе Россия столкнулась с серьезными проблемами, но этот отрезок не вечен, он пройдет».

Решение Москвы именно сейчас простить Кубе долги, наладить экономическое сотрудничество, влить в эту страну инвестиции не случайно. Это предсказуемый ответ на санкции. Ответ очень болезненный для США не только в моральном смысле. Я полагаю, что если ситуация с нагнетанием Конгрессом США антироссийских санкций продолжится, возвращение «вежливых зеленых человечков» на Кубу неминуемо.

Выстраивание более тесных политических, экономических и военных отношений со странами Азии и Латинской Америки достаточно знаменательно. Оно окончательно подвело черту под тем, что мы называли в 1970-е годы разрядкой, в горбачевские времена – перестройкой, а совсем недавно – перезагрузкой. Россия и США вступили в период ожесточенной конфронтации. Пока что на уровне санкций и попыток создания новых союзов и блоков, направленных друг против друга. Хочу обратить внимание читателей haqqin.az и на то, что нынешнее обострение отношений с США, введенные и возможные санкции, впервые за все время существования новой России встретили практически полную поддержку граждан страны. Только что опубликованы данные последнего социологического исследования известного исследовательского центра Gallup. Согласно результатам опросов, 83% россиян одобряют руководство Путина. Кроме того, впервые за 6 лет большинство россиян (73%) считают, что руководство страны выбрало правильный курс. Высоки показатели уверенности граждан и в боеспособности Вооруженных сил РФ (78%). Вместе с увеличением доверия россиян к своему руководству наблюдается рекордное падение рейтинга доверия граждан РФ к правительствам США и Европы по вопросу украинского кризиса.

Следует сказать и о том, что в той же Европе наблюдается обратная картина: недоверие граждан и открытая враждебность СМИ к России. Налицо явное противостояние. Слава Богу, что всего лишь в общественном мнении, а не на полях сражений. Мне кажется, что российские власти, включая, разумеется, Путина, сами не ожидали такой массовой поддержки своей политики со стороны сограждан. Во всяком случае, знакомый чиновник из администрации президента России в личной беседе клялся мне, положив, правда, руку на ресторанное меню, что «никакой платной политтехнологии на этот раз не отрабатывалось». СМИ и оппозиция за редким исключением оказались лояльными к властям. И в то же время проявился на редкость враждебный настрой к «пиндосам» - так окрестили американцев в российских СМИ.

Уже сегодня российские СМИ готовятся к новому витку противостояния на международной арене с оппонентами Путина и его политики. Соответственно, к этому готовят и своих читателей. Социологические опросы показывают, что в целом позиция Путина по прямой причастности США ко всему, что происходит на Украине, одобряется россиянами. Голосов либеральных критиков такой жесткой позиции практически не слышно. Даже в СМИ, считающихся оппозиционными или традиционно предоставляющими трибуну для оппозиционеров. К примеру, Эхо Москвы, Дождь, Новая газета.

Демонстрация силы

В этой связи интересно вспомнить, как реагировали и освещали военные конфликты России последних лет в различных СМИ. Напомним читателю, что события, происходящие в годы ельцинского правления в Чечне, вызвали резкую критику и осуждение действий армии и правительства практически всех федеральных СМИ, в том числе тех, кого принято считать государственными. Случай, прямо скажем, беспрецедентный, невиданный. Даже хищники в цирке стараются не кусать руку, которая их кормит. Эта критика стала особенно беспощадной, когда исполняющим обязанности премьер-министра был назначен Владимир Путин, призванный либо решить чеченский конфликт любым способом, либо бесславно уйти, как его незадачливые предшественники.

Решительное расширение мер военного характера не только ужесточило конфликт с Чечней, но и вызвало крайне резкую критику в его адрес со стороны СМИ. Отвечая на мой вопрос о позиции российских СМИ тех лет, известный российский историк, писатель, автор семи книг о Путине Рой Медведев говорит: «С откровенной злобой и ненавистью встретили первые действия Путина те, кто считал себя творцами общественного мнения, а по существу пытался манипулировать общественным сознанием в пользу собственного кармана. Так, в финансировавшимся тогда Владимиром Гусинским журнале «Итоги» уже в декабре 1999 года читаем: «Чудо и триумф Путина построены не только на крови невинных людей, гибнущих в Чечне под бомбежками и обстрелами, пока бандиты спокойно обустраивают свои лагеря в горах… В основе успеха Путина – еще и хладнокровная политика, рассчитанная на эксплуатацию мрачных теней, обитающих где-то в потаенных углах общественного сознания, «бытового» национализма, стадной жестокости, мстительности, замешанной на чувстве безнаказанности, свойственной всякой толпе. Этот карнавал ненависти могут остановить только самолеты с армейскими гробами, ибо серьезных потерь в федеральных войсках новейшему политическому триумфатору не пережить».

Привожу эту цитату, чтобы напомнить читателю, с какими влиятельными людьми, обладающими серьезной властью, пришлось столкнуться новому лидеру.

Надо отдать должное Путину: с олигархами, которые контролировали СМИ, особенно телевидение, он пытался договориться. Параллельно с этим шло так называемое «равноудаление», когда богатейшим людям России было предложено отказаться от активного участия в политике и продолжить заниматься бизнесом. В обмен на это государство было готово легализовать нажитое, а нередко и награбленное этими людьми. Что интересно, договориться удалось практически со всеми, исключая «несвятую троицу», в руках которой были крупнейшие холдинги СМИ. Гусинский, Березовский и Ходорковский были в те времена в полной мере творцами общественного мнения.

Что с ними произошло дальше, всем известно. Зачистка информационного пространства России не всегда происходила правовыми методами, но и олигархи боролись с Путиным совсем не в белых перчатках. Сегодня критики российского президента говорят о том, что своей политикой он «испортил отношения с Западом, сделал Россию изгоем». На самом деле, с первого дня прихода к власти Путин вызывал раздражение как у западных политиков, так и в зарубежных СМИ, беспощадно критиковавших его практически за каждый шаг.

Вот что говорит об этом Рой Медведев: «На Западе не хотят видеть Россию страной, способной занимать серьезные, определяющие позиции в мире. Там уже свыклись с мыслью, что наше место где-то в третьем ряду. Но в последние годы получается, что с русскими надо считаться, что-то согласовывать. Серьезные экономические позиции России, ее энергетические ресурсы, демонстрация мощного флота в Мировом океане, последний визит в Латинскую Америку, переговоры с Кастро вызывают сначала удивление, а затем – возмущение. При этом, заметьте, Россия свое растущее могущество не стесняется демонстрировать. К слову, тот же Китай, обладающий и ядерной мощью и вырвавшийся в космос, предпочитает плавать и летать в своих территориальных водах и своем небе. А ведь у них самая большая по численности армия в мире».

Уроки ненависти

На первый взгляд идеологическое, политическое противостояние России с США и Европой обречено на поражение. Однако не заблуждение ли это тех, кто плохо знает русских. Эта страна и эти люди привыкли жить столетиями в условиях изоляции. Проявлялась она в разные времена по-разному, но проявлялась всегда. Даже в самые счастливые годы путешествий в Турцию (для простого люда) и в Куршавель - для остальных. Во всяком случае, идеологическая машина России находится в состоянии боевой готовности.

В последнее время обновилось руководство ИТАР-ТАСС, по существу серьезную реорганизацию и переориентацию претерпело Агентство печати «Новости», огромные средства отпускаются на вещающий за рубеж телеканал Russia Today.

Таким образом, мы стоим на пороге нового идеологического противостояния. Можно не сомневаться, что будут потрачены миллиарды долларов и заморочены мозги сотням миллионов людей. А вот добьются ли враждующие стороны эффекта? Разве что будут способствовать разжиганию ненависти друг к другу.

Но это уже совсем другая история.