Смерть великого бакинца (вместо эпитафии)

Эмиль Агаев

Умер великий Строитель Эмиль Ахундов! Человек, истинный бакинец, эрудит, интеллектуал, в свое время возглавлявший работы по строительству в Баку и лучше которого – это не только мое личное мнение, хотя и мое тоже – лучше которого не знал Баку никто!

Можно было бы поставить в заголовке еще и – ЗА ЧТО? Не только потому, что в самой человеческой смерти заложен извечный тайный вопрос - помните толстовское «Смерть Ивана Ильича: За что».

Но в данном случае – ЗА ЧТО еще и потому, что нет ничего хуже для человека в расцвете творческих сил, высокого специалиста и профессионала, чем вот эта «забытость» о нем, его НЕВОСТРЕБОВАННОСТЬ!

Более того. Его все время таскали по судам – из-за того что он писал, возражал, доказывал – мосты (дороги, прочие городские сооружения) надо строить НЕ ТАК! 

Увы!

Да, Баку в чем-то хорошеет, в каком-то отношении – просто блеск. Но он и вправду теряет свое лицо, превращаясь…Уж не знаю во что. Что-то в нем теперь от Нью-Йорка (скажем, вечерняя подсветка зданий), что-то от Стамбула, что-то от Дубая, говорят – даже от Парижа. Но это УЖЕ НЕ БАКУ.

…Старая выписка из моих бумаг (уж не знаю – моя ли? скорее всего – моя):

«Поездили по миру. И вот теперь клич – превратим Баку в город, соответствующий «лучшим городским стандартам».

А ведь в мире нет города, который соответствовал бы ВСЕМУ ЛУЧШЕМУ или претендовал на это. Это попросту глупо! Каждому СВОЕ, этот принцип равно применим и к людям, и к городам – ко всему в природе. Вы где-нибудь видели, чтобы саванны на соседней улице превращались в субтропики, горы через улицы – в степь…Это все равно, что вместо обрезания крайней плоти кастрируют все…

Я иду по улицам и чувствую себя так, будто попал в другой, чужой город. И дело не в названиях улиц (многие переименованы, зачастую бестолково!); я блуждаю по этим улицам и просто не узнаю родного города. Все вроде мое – какими-то уголками, фрагментами – и в то же время не мое».

…Или вот - вспоминаю стихи:

Нет, я не кочевник,

Я не проходящий…

Я – город,

Я – крепость,

На страже стоящий,

И древний мой возраст

В расчет не берите!

Но все ж берегите меня!

Берегите!

(Перевод Аллы Ахундовой)

Это из поэмы моего друга, прекрасного поэта Исы Исмаилзаде под названием не поэтическим, казалось бы, слишком простым, как подпись под фотографией - «Крепость Ичери шехер».

- Вот Монако. Смотрите, крошечное княжество, площади мало. Но и здесь не разрешают сносить в центре сооружения, могущие нарушить уникальный облик этой страны. Потому княжество растет в море и вверх! - говорил мне Эмиль Ахундов.

…Перебираю в памяти другие разговоры с ним (а их было много, мы были знакомы давно). И вспоминаю кучу вещей, о которых я забыл или просто не успел написать. Например, о нашем долгом разговоре после обсуждения в Баксовете в конце 80-х последнего генерального плана Баку. Обсуждения, на которое были приглашены только два собкора центральных газет – автор этих строк, представлявший «Литературную газету», и покойный Джаваншир Меликов из «Социндустрии»…

Так вот. Тогда, в разговоре с Эмилем Ахундовым мы тоже говорили о том самом бульваре, который должен был, по проекту, продолжить садик напротив Академии наук до железнодорожного вокзала (благо, в то время еще не было построенных на его пути зданий). О микрорайонах, которые, как считал Эмиль Ахундов, должны были не только быть на берегу, с видом на море, как, скажем, поселок «Гюнешли», а – продолжиться, выйти в море. То есть о том, что позже было задумано в проекте «Белый Баку» и других «прибрежных» проектах!

Говорили о тех же дорогах, инфраструктуре, о выносе многих промышленных и административных объектов из Баку на Апшерон, что обязательно требует учета и розы ветров, создания лесных полос, о рекультивации загрязненных земель, об использовании, наконец,  нетрадиционных источников энергии…

Но вот прочитал на днях про проект возведения – именно возведения, поскольку все это грандиозно и высоко, за 30 этажей! - на бульваре гостиничного комплекса под названием «Дворец полумесяца», небоскреба «Залив Полной Луны», и знаете первое, о чем я подумал? Вот бы этим грандиозным «лунным» проектам да еще…солнечные батареи! Во всем мире об этом только и говорят, и не только говорят – делают! В Германии 25 процентов (четверть!) всей потребляемой энергии составляют те же солнечные батареи. А у нас?

Недавно президент Ильхам Алиев, правда, посетил открытую на Апшероне станцию с солнечными батареями. Но – небольшую, видимо, экспериментальную, пилотскую, как это называют сейчас. Вы только посмотрите, сколько в нашем городе построено высоток. А есть ли на крыше хотя бы одной из них солнечные батареи? Уверен - нет!

Дороги, слава богу, есть. Но - что за ними. Жалкие псевдовосточные заборы с фальш-башенками. Хилые деревца, к тому же по-собачьи подстриженные - ну что они против ветра! Эти бесконечные газоны с рабочими, неряшливо одетыми и без головного убора, поливающими их даже в полдень, в самую жару! Да, красиво, зелено, но…к чему? Тешить глаз? Мы что - Англия с ее прекрасными почвами, а не песчаниками, как у нас, с ее неисчерпаемыми запасами прекрасной пресной воды – поливай не хочу.

Это и наше равнодушие, безразличие. Как писал Честертон, «Беда городских жителей не в том, что они ничего не знают о свиньях, примуле или кукушке. Беда их в том, что они ровным счетом ничего не знают о собственных домах и оградах, о фонарных столбах и тротуарах. Иными словами…ничего не знают про большие города, в которых живут».

Это - про нас. Но ни в коем случае не про вас, дорогой Эмиль Ахундов!  

Уж вы-то знали все, и знали ЛУЧШЕ ВСЕХ, всех нас!

…Аллах рехмет елясин! Да будет вам земля пухом!