Санкции против России могут перерасти в ее изоляцию (наш комментарий)

Мамед Эфендиев

Правительства стран Евросоюза согласовали новый пакет экономических санкций против России. Секторальные санкции – первый по-настоящему серьезный удар, нанесенный российской экономике. Санкции Евросоюза затрагивают целые ее сектора – финансовый, нефтяной, оборонный. А ближе к полуночи по московскому времени о введении новых санкций в отношении «ключевых секторов российской экономики» объявил и президент США Барак Обама. Теперь доступ к финансированию со стороны США ограничен еще для трех российских банков – ВТБ, Банка Москвы, Россельхозбанка. Также под американскими санкциями оказалась Объединенная судостроительная корпорация, объединяющая почти полсотни российских предприятий.

Санкции Евросоюза

Как говорится в заявлении президента ЕС Хермана Ван Ромпея и главы Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу, Евросоюз ограничивает доступ к своим рынкам капитала для «российских финансовых институтов, принадлежащих государству», вводит эмбарго на торговлю оружием с Россией и запрет на поставки в Россию товаров двойного назначения, предназначающихся для военного сектора. Также для России ограничен доступ к чувствительным технологиям, «в особенности в нефтяной отрасли». Новые санкции будут формально подписаны Советом ЕС в среду, а вступят в силу сразу после публикации в официальном журнале ЕС 31 июля.

Граждане и компании Евросоюза не смогут покупать или продавать новые акции, облигации или «подобные финансовые инструменты» со сроком обращения более 90 дней, выпущенные российскими банками в госсобственности, банками развития (Внешэкономбанк), их «дочками» и теми, кто действует от их имени. Но перечня конкретных банков, подпадающих под санкции, в документах нет.

Вводится запрет и на торговлю с Россией вооружениями и сопутствующей продукцией: запрещен как экспорт из ЕС в Россию, так и импорт в ЕС из России. Запрещаются поставки в Россию продукции двойного назначения, если эти товары и технологии предназначаются для военных нужд. Но эмбарго распространяется только на новые контракты, поэтому поставка корабля-вертолетоносца «Мистраль», уже построенного Францией и оплаченного Россией, будет исполнена.

ЕС также ограничит экспорт в Россию технологий и оборудования, необходимых для модернизации российской нефтяной индустрии. Будет учрежден специальный режим экспортных лицензий, и в лицензиях будет отказано, если речь идет о технологиях для глубоководного бурения, добычи сланцевой нефти и освоения арктического шельфа. Но проекты в сфере природного газа под режим санкций не попадают – в противном случае Европа рисковала бы столкнуться с дефицитом российского газа, который обеспечивает треть газовых нужд ЕС. Секторальные санкции вводятся как минимум на год, но могут быть пересмотрены через три месяца (31 октября 2014г.) на предмет их эффективности.

Керри о возможной изоляции России

Но и это еще не все. Россию ожидает полная изоляция в случае ее вторжения на украинскую территорию, заявил госсекретарь США Джон Керри. По его словам, президент США рассматривал много разных вариантов. "Это будет не только нарушение всех международных законов, это будет очень опасное действие", - сказал Дж.Керри.

В то же время сам президент Барак Обама заявил, что не намерен прерывать диалог с Россией, Украиной и ЕС по вопросу урегулирования ситуации на Украине.

"Я продолжу контактировать с президентом Путиным, президентом Украины Порошенко и европейскими союзниками для достижения такого решения", - сказал Б.Обама в ходе телевыступления по ситуации на Украине.

Пострадает ли BP?

Хорошо известная азербайджанскому читателю британская компания BP зависит от доходов «Роснефти»: во втором квартале 2014 года ее прибыль от участия в капитале российского гиганта (доналоговая) составила чуть более 1 млрд долларов — почти 20% общей доналоговой прибыли (5,15 млрд долл.). Но BP может лишиться этого источника прибыли из-за западных санкций против России, впервые предупредила компания в своей отчетности. Британская компания предупреждает, что текущий конфликт между Западом и Россией может «негативно отразиться на способности признавать долю в прибыли, добыче и запасах «Роснефти».

Во втором квартале 2014 года доля BP в доналоговой прибыли «Роснефти» составила 1,05 млрд долл.— это почти вдвое больше, чем в первом квартале, и в 4,5 раза больше, чем во втором квартале 2013 года. Доля BP в объеме добычи углеводородов «Роснефти» во втором квартале составила 988 тыс. баррелей нефтяного эквивалента в сутки (+4,6% к тому же периоду годом ранее). Добыча «Роснефти» обеспечивает 32% в совокупной добыче BP.

Потери России ощутимы

Как бы не хорохорились руководители России,  экономика страны уже ощущает потери: Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) на днях отказался финансировать российские проекты, что означает непоступление в РФ порядка 23 млрд евро инвестиций в год. На этот фон накладывается и отток капитала из страны, который в первом полугодии достиг отметки в 74,6 млрд долларов. Российские власти полагали, что европейцы не рискнут пойти на секторальные санкции, опасаясь эффекта бумеранга. Но просчитались.

Некоторые эксперты считают, что "ахиллесова пята Путина - финансового происхождения". В этом секторе санкции могут стать болезненными. Россия, имея валютные резервы в 500 млрд долларов, держит значительную их часть в виде ценных бумаг, но не может предоставить своей экономике ни доллара или евро без того, чтобы часть этих транзакций прошла через американские или европейские платежные системы. В экстремальном случае собственность российского Центробанка может быть заморожена, а остальная российская экономика отрезана от рынка капитала. В этом случае она за несколько недель может сломаться.

 Кто пострадает больше?

ЕС тоже ждут потери. Общий экспорт стран ЕС в Россию оценивается примерно в 120 млрд евро. Четвертую часть - 36 млрд евро - зарабатывает на нем Германия, более 11 млрд - Италия. Но даже таким странам, как Великобритания, Польша, Швеция, страны Балтии, особенно рьяно настаивающим на санкциях, не избежать урона, предупреждают эксперты. В целом  санкции против России односторонне выгодны только США – и с точки зрения  экономической конкуренции с Европой. Торговля Европы с Россией в 10 раз больше, чем между США и империей Путина.

Cанкции имеют ограниченный срок - три месяца с момента вступления в силу. Если бы они были приняты бессрочно, у России не было бы шанса снять их, так как не удалось бы добиться консенсуса. Как ни занимайся импортозамещением, как ни сотрудничай с Индией и Китаем, передовые технологии находятся на Западе или в странах под сильным западным влиянием, например, Израиле или Сингапуре. Больше всего пострадают "Газпром" и "Роснефть", которым необходимы западные технологии для добычи на арктическом шельфе. Под угрозой окажутся проекты по разработке трудноизвлекаемых запасов и сланцевой нефти. В этом случае суммарная добыча нефти может снизиться на 5-10%, или на 26-52 млн тонн в год.

По российским данным, 25% оборудования, используемого в нефтегазовой отрасли, приобретается за рубежом. Еврокомиссия может ограничить его экспорт в рамках запрета на поставку в Россию "особо важных технологий". По некоторым подсчетам, европроизводители и поставщики потеряют от запрета не более 150 млн евро в год.

Россия ощутит негативные последствия от санкций по прошествии нескольких лет. А ограничение государственных банков к дешевым кредитным ресурсам существенно и болезненно ударит по отечественной экономике, где и так не растут инвестиции в основной капитал, теперь же кредитование в экономику сократится еще больше.

В целом же высказывается мнение, что Россия потеряет от санкций 23 млрд евро (около 1 трлн рублей, или 1,5% ВВП) в текущем году и еще 75 млрд евро (около 3,5 трлн рублей, или 4,4% ВВП, согласно бюджетным проектировкам) в 2015 году. И это при годовом бюджете страны около 300 млрд евро. А потери ЕС оцениваются в 40 млрд евро в текущем году и 50 млрд евро в 2015-м. В то же время даже некоторые российские эксперты не согласны с оценками европейских потерь. Они утверждают, что российская экономика и без санкций скатывалась в рецессию, теперь они ее только усугубят. А европейская уже демонстрирует рост и оживление. Конечно, они почувствуют последствия санкций, но смогут с ними справиться.