Америка благословляет сепаратизм (наша аналитика)

Группа оценок и анализа при haqqin.az

Именно так расценивают в Азербайджане принятие сенатом штата Калифорния резолюции о признании т.н. НКР. Как бы ни объяснял теперь Белый дом этот шаг, чем бы ни оправдывали его США, речь идет о крайне недружественной в отношении Азербайджана акции. И не только.

После решения калифорнийского сената общественность Азербайджана, как, впрочем, и в широком геополитическом пространстве, вправе считать, что все заверения США, осуждающие сепаратизм на Украине и где бы то ни было, аннексию Крыма и прочее и прочее, не что иное, как торжество политики двойных стандартов. Ибо Вашингтон однозначно заявляет, что он на стороне сепаратистского образования, что он одобряет аннексию Нагорного Карабаха и голосует обеими руками за оккупацию азербайджанских территорий.

Америка говорит твердое «Да!» армянской агрессии, из чего нельзя не прийти к выводу, что все ее разговоры о демократии и общечеловеческих ценностях лишь красивая упаковка для старой как мир политики разделяй и властвуй. Резолюция калифорнийского сената не только выводит на новый уровень статус армянского сепаратизма. Она развеяла надежды тех, кто в Азербайджане, на постсоветском пространстве связывал свои надежды на справедливость и демократическое будущее с позицией США.

Архитекторам политики стратегического партнерства, на которое в Азербайджане была сделана ставка, нечего сказать в оправдание этого политического выверта. Если это ошибка, то приходится думать, что американские политики не в состоянии отличить агрессора и жертву агрессии. Если же это отражение настроений политических элит, то оно бросает тень недоверия на американское общество в целом. Неужто в Госдепе не понимают, что Калифорния выглядит в этой истории подобно Республике Науру с ее признанием сепаратистской Абхазии, а США того хуже – мало чем отличается от осуждаемой России.

После Калифорнии США трудно будет вернуть то доверие, которое авансом оказано было им азербайджанским политическим сообществом и широкими слоями населения в целом. Возможно, в Вашингтоне с помощью этого нехитрого маневра рассчитывали приструнить Азербайджан за его независимый курс, за желание не ввязываться в великодержавные распри.

Такого рода расчеты, если они имели место, наносят вред прежде всего самой Америке, не говоря о том, что вполне сознательно ограничивают потенциал отношений США и Азербайджана. В сущности, в отношении Азербайджана также применили политику санкций, только в новой форме.

Неясно только, в чем вина Азербайджана. Не в том ли, что в Баку, как, впрочем, и других столицах постсоветского пространства доверились призывам отказаться от силовых решений в спорных международных вопросах? К сожалению, калифорнийские политики своим решением продемонстрировали, что в Америке, когда надо, готовы поддержать силовой территориальный захват.

По счастью, не Калифорния определяет ход мировой истории и мировое общественное мнение. США на протяжении по крайней мере последних 10-15 лет имели возможность выработать и реализовать конструктивные идеи, которые подвели бы к мирному урегулированию карабахского конфликта. Если и были у Вашингтона такие намерения, теперь решение сената кладет им конец. Очень хотелось бы ошибиться в такого рода политическом прогнозе.