Чек на миллиард долларов у Порошенко в кармане. Но там нет подписи…(спецреп из Вашингтона)

Евгений Бай, специально для haqqin.az

 «Не учите меня жить, лучше помогите материально!» Этот девиз Остапа Бендера, хоть и замаскированный в дипломатическую форму, привез с собой украинский президент Петр Порошенко в Вашингтон.

Ему нужны были от Америки три вещи: деньги, военная помощь и признание особого статуса Украины в НАТО. По сути, он не получил ни того, ни другого, ни третьего.

В своем Твиттере Порошенко объявил, что Украина получила от Америки финансовую гарантию в размере 1 миллиарда долларов. Но что означает эта гарантия, и при каких условиях она будет предоставлена, он не пояснил. Гарантия, полученная в Вашингтоне, выглядит чеком, в котором стоит сумма, но нет подписи.

Что же касается реальных денег, то США выделили Украине 53 миллиона долларов. Из них 46 миллионов будет направлено на обеспечение безопасности и поддержку вооруженных сил страны. Оставшиеся семь миллионов передадут гуманитарным организациям для оказания помощи пострадавшим в результате конфликта в Донбассе. Такие пожертвования стране, переживающей гражданскую войну и полный коллапс экономики, выглядят издевательством. Украине нужны десятки миллиардов долларов на восстановление экономики, даже если оставить за скобками помощь пострадавшему населению Донбасса и Луганска - скорее всего, эти траты станут еще одним бременем на шее российского налогоплательщика.

Во время выступления в Конгрессе США Порошенко выступил с эмоциональным призывом срочно оказать Украине военную помощь. «Нам нужно больше оружия, как летального, так и нелетального. Поймите меня правильно, одеяла, приборы ночного видения важны, но нельзя выиграть войну одеялами. Прошу Америку помочь нам», – заявил Порошенко.

США действительно пообещали предоставить военную помощь украинским военным в виде оборудования и обучения того, как лучше организовать контроль на границе с Россией - всего на 116 миллионов долларов. В это оборудование войдут, в частности, бронежилеты, шлемы, а также приборы ночного видения, с которыми, как пытался объяснить американским конгрессменам Порошенко, нельзя выиграть войну.

Кроме того, украинский президент попросил Конгресс дать Украине особый статус союзника НАТО без членства в Альянсе. «Я призываю США дать Украине особый статус по вопросам безопасности, отображающий высокий уровень взаимодействия с не членом НАТО», – заявил он.

Но и в этом - военных поставках тяжелой наступательной и оборонительной техники и особом статусе в НАТО ему было отказано, о чем стало известно после продолжительного вечернего разговора украинского президента с Бараком Обамой. О нежелании США поставлять Украине тяжелое вооружение и приближать ее к НАТО, кстати, заявил сам Порошенко после переговоров в интервью CNN. Он добавил, правда, что Украина может получить оружие из других стран. По словам Порошенко, он просил Обаму о «серьезном увеличении сотрудничества в области обороны и безопасности с Соединенными Штатами, и президент Обама сказал «да». «Президент США заверил, что мы имеем не только верного личного друга, но и друга в лице американского народа. Америка сейчас вместе с народом Украины», - заявил Порошенко.

Такие заявления, на мой взгляд, свидетельствуют лишь об одном. Миссия Порошенко ограничилась лишь похлопыванием друг друга по лопаткам, любезными улыбками и уверениями во взаимной симпатии.

Украинские лидеры уже не в первый раз наступают на одни и те же грабли. Они «покупаются» на страстные речи наиболее эмоциональных сенаторов, таких как Джон Маккейн, которые и прежде призывали выделить Украине миллиарды, а теперь в дополнение к этому требуют направлять туда современную сверхточную технику и боевое оружие, чтобы «справиться с русскими оккупантами». В Конгрессе действительно привыкли обещать золотые горы любому лидеру, который выглядит представителем демократической страны, переживающей агрессию. Но очень редко эти разговоры материализуются в конкретную помощь.

Посмотрим, дабы избежать обвинений в предвзятости, на историю отношений Киева и Вашингтона за последнее десятилетие. Я прекрасно помню, как встречали весной 2005 года в Конгрессе тогдашнего украинского президента Виктора Ющенко. Встречали чуть ли не как национального героя самой Америки. Во время выступления Ющенко в конгрессе добрая половина конгрессменов и сенаторов размахивали оранжевыми шарфами, на груди многих дам красовались декоративные оранжевые цветы. И что было уж совсем необычно для американских слуг народа, так это продолжавшееся почти две минуты скандирование фамилии гостя с ударением на второй слог- U-zhen-ko.

Украинский гость в полной мере оценил и добрую волю тогдашнего президента США Джорджа Буша, с которым было подписано соглашение о стратегическом партнерстве. В нем две стороны обязались бороться за свободу в Белоруссии, на Кубе и повсюду в мире.

Автор этих строк неоднократно убеждался, насколько теплым и заинтересованным было отношение американских политиков к Украине. Известный сенатор Ричард Лугар во время интервью со мной, посвященном программе ядерного разоружения в России, так увлекся украинской тематикой, что полчаса говорил только об этом, а потом, извинившись - время истекло - покинул кабинет по сигналу помощника, так и не уделив внимание России.

Лугар много раз призывал своих коллег помнить об Украине и ее потребностях. Тем же занимались и Джон Маккейн, и сенатор Ричард Дурбин, и сенатор Карл Левин, в прошлом председатель комитета по вопросам вооружений, и сенатор Чарльз Шумер - все законодатели первого ряда, как демократы, так и республиканцы.

Украине уделяли повышенное внимание высококлассные специалисты, политологи, экономисты, адвокаты. Среди них такой известный эксперт, как Збигнев Бжезинский, в прошлом помощник президента США по национальной безопасности и оба его сына - Ян и Марк Бжезинские. А такие бывшие члены конгресса как Виктор Фэзио и Билл Рэксон стали в крупной вашингтонской юридической фирме AkinGumpStraussHauer& Feld адвокатами украинского магната Рината Ахметова.

Как говорит эксперт вашингтонского Фонда Карнеги Эндрю Уэйсс, «в середине нулевых, во время «оранжевой революции» США оказали Украине значительную помощь, которая нейтрализовала меры экономического удушения со стороны ее влиятельного восточного соседа - России». Но отношение к Украине начало резко меняться сразу после того, как к власти в этой стране пришли «донецкие хлопцы» во главе с Януковичем. Вашингтон заморозил свои контакты на высшем уровне - между Обамой и Януковичем состоялись всего две чисто символические встречи - на ядерном саммите в Вашингтоне весной 2010 года и в Сеуле в марте 2012 года. Госсекретарь Джон Керри только однажды имел беседу со своим коллегой, руководителем украинского МИДа Леонидом Кожарой.

И вот теперь вновь обретенная симпатия к Украине, но одновременно с этим и старые сомнения: а не повернет ли Украина в сторону нового передела власти?

Олесь Мотыль, один из американских политологов украинского происхождения, так красочно объясняет отношение Америки к Украине. «Вы понимаете, - говорит он, - Украина для Америки - это как маленький грустный зверек из мультиков, который всегда кому-то проигрывает. Здесь его называют underdog, то есть это собака, которая проиграла бой. Таких потерпевших в Америке любят. И верят, что когда-нибудь underdog, а это может быть и человек, и группа людей и даже отдельное государство вдруг возьмет себя в руки, перестанет быть неудачником и начнет побеждать».

Америка, может быть, вполне искренне желает Украине победить и стать полноценной, демократической, ориентированной на европейские ценности страной. Но вот беда, в этих своих симпатиях Вашингтон должен учитывать и такой важный элемент realpolitic как отношения с «русским медведем».

Кто еще пару месяцев назад мог бы предсказать, что Америка, несмотря на введенные против России жесткие экономические санкции готова будет «проглотить» факт аннексии Крыма. А теперь это стало фактом. Как заявил помощник госсекретаря США, координатор американских санкций Дэниэл Фрид, санкции Запада против России могут быть отменены или смягчены и без возвращения Крыма Украине. Главное по Фриду - это выполнение Минских соглашений по Украине. В Госдепартаменте США признают, что если Россия полностью реализует соглашения, подписанные в Минске 5 сентября, то это откроет путь к снятию, по крайней мере, последнего пакета санкций, которые ограничили сотрудничество с основными компаниями России в нефтяной, газовой и банковской сферах.

Об этом же говорит и посол Евросоюза в США Жоао Алмейда. Очередная встреча по вопросу санкций у руководства ЕС намечена на конец сентября, заявил посол на завтраке с госчиновниками, организованном агентством Bloomberg. По его словам, если к этому моменту будут замечены положительные изменения, то вполне возможно смягчение наиболее жестких санкций, введенных в отношении российской нефтедобычи. «Дверь для России, - говорит он,- оставлена открытой, и если Путин прекратит вмешиваться в дела Украины, он может восстановить связи с ЕС».

Но, возможно, самое неприятное для Украины состоит в том, что, по мнению влиятельных американских СМИ и маститых политологов, связанных с Белым домом, раздел Украины уже произошел, и Киев имеет очень ограниченные возможности это положение исправить.

«Украинский мятежный регион стал де-факто новой страной», - под таким заголовком публикует свое мнение в газете The Washington Post известный колумнист Чарльз Кинг.

«На юго-востоке Украины - территория, которую в России называют Новороссией - объявленное перемирие вызвало надежды на достижение некоего мирного урегулирования после короткой, но кровавой войны с поддерживаемыми Россией сепаратистами, - пишет Кинг. - Киев принял законопроект, дающий более автономный статус мятежным регионам, пытаясь хоть как-то удовлетворить требования сепаратистов. Однако опыт подобных конфликтов свидетельствует о том, что развитие событий чаще всего идет по другому направлению. Новороссия грозит стать последней частью архипелага непризнанных государств. Они недостаточно легитимны, чтобы получить международную поддержку. Но в то же время не до такой степени слабы, чтобы их могли эффективно контролировать бывшие «метрополии».

Вероятно, наилучшей новостью для защитников территориальной целостности своих стран стали результаты референдума в Шотландии, которые похоронили надежды ее правительства обрести независимость от Великобритании. А ведь до этого угроза отделения сначала Шотландии, а потом и Каталонии всерьез напугала и американских политиков. Ведь в самой богатой стране мира по данным американских исследователей существует как минимум 10 сильных сепаратистских движений, которые разбросаны по всей территории страны. А, как свидетельствуют социологические опросы, 22 процента американцев считают, что «каждый штат или регион имеет право мирно выйти из состава США и стать независимой республикой».

Ну как, скажите, в таких условиях Америка может эффективно помогать underdog-собачке, которая проиграла свой бой?