Финансовые резервы России тают на глазах (наш комментарий)

Отдел экономики

«Роснефть» просит из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) более 2 трлн. рублей. На какие проекты требуются деньги, не уточняется. Но  Министерство энергетики  одобрило заявку «Роснефти»,  и она направлена на согласование в Минэкономразвития, которое обещает ее рассмотреть в течение 20 дней.

«Роснефть» «положила глаз» на ФНБ еще летом; тогда речь шла о 1,5 трлн. рублей. Глава «Роснефти» Игорь Сечин говорил, что средства нужны на освоение труднодоступных запасов газа в Восточной Сибири и на строительство нефтехимического комплекса на Дальнем Востоке. А с финансированием текущих проектов у «Роснефти» нет проблем.

Затраты на крупнейший из проектов «Роснефти» – ВНХК  (Восточная нефтехимическая компания), разбитый на три этапа до 2028 года,  – оцениваются в 1,3 трлн. рублей. На какие другие цели потребовались средства, госкомпания не раскрывает. Есть еще затратные проекты – строительство завода «Дальневосточный СПГ» на Сахалине, разработка Ванкорского кластера, но они по разным причинам менее вероятны. Средства из ФНБ могут пойти и на выплату долгов. Необходимость в госпомощи компания как раз объясняла санкциями, из-за которых запрещено кредитовать «Роснефть». Для нее сейчас важно решить проблему баланса между существующими обязательствами по инвестициям и выплатить большие долги – на это действительно нужна крупная сумма. Крупных вложений потребуют и добычные проекты в Восточной Сибири, откуда «Роснефть» планирует поставки в Китай. Эти объемы уже законтрактованы, поэтому инвестиции в этот проект необходимы.

Получив эту сумму, «Роснефть» могла бы рефинансировать свой долг (2,18 трлн. рублей на конец первого полугодия). Хотя в реальности для погашения долгов требуется гораздо меньше - на счетах компании накопилось 684 млрд. рублей, а ее чистый долг составляет 1,5 трлн. рублей. Причем, выплата этого долга растянута на несколько лет, стоимость долга, номинированного в основном в валюте, достаточно невысокая. При этом запрашиваемая сумма – чуть меньше текущей капитализации двух крупнейших частных нефтяных компаний – ЛУКОЙЛа и «Сургутнефтегаза».

Спекуляции по поводу желания «Роснефти» продолжить экспансию в нефтяной отрасли появляются регулярно, после того как в прошлом году возглавляемая Игорем Сечиным компания поглотила ТНК-BP. Но вряд ли компания сможет тратить эти деньги на покупку ЛУКОЙЛа или «Сургутнефтегаза». Не верится, что правительство даст на это разрешение.

В то же время в ФНБ всего 3,27 трлн. Рублей, а на финансирование инвестпроектов на возвратной основе может быть направлено не более 60% фонда, то есть 1,96 трлн. рублей. Но объем запрашиваемых средств из фонда уже значительно превышает эту планку. Уже решено выделить около 300 млрд. рублей на проекты строительства Центральной кольцевой автодороги и модернизации БАМа и Транссиба, одобрено выделение 114 млрд. рублей из ФНБ на проекты «Россетей», «Ростелекома» и строительство железнодорожной ветки в Туве Кызыл – Курагино. В августе Минфин потратил 240 млрд. рублей из ФНБ на покупку новых привилегированных акций ВТБ и Россельхозбанка. Позднее Минфин предложил выделить еще 40 млрд. рублей и на выкуп привилегированных акций Газпромбанка.

25 августа к числу претендентов на средства ФНБ присоединилась компания «Аэроэкспресс», попросившая 24,6 млрд. рублей. Помогать пострадавшим от санкций компаниям также решено из средств ФНБ: подобная помощь уже обещана НОВАТЭКу на реализацию проекта «Ямал-СПГ». Речь может идти о сумме в 150 млрд. рублей. ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть» также могут обратиться за помощью государства. Запросы всех желающих удовлетворить будет невозможно. Поэтому вряд ли правительство одобрит такой крупный заем одной «Роснефти».

Как ни крути, в любом случае 60% ФНБ "уйдут" за три года. Что будет с Россией после этого, мало кто решится предсказать. Сколько было сказано о том, что модель российской экономики должна быть обновлена! И вот начинается. Обновляется, конечно, не сама экономика, но модель ее регулирования, экономическая политика, что уже очень важно. Чем же придется платить? Скорее всего, накоплениями из Фонда национального благосостояния. Речь идет как минимум о 2 трлн. рублей.

Копить лишние нефтедоллары на "черный день" Москва решила еще в 2004 году. Позже сверхбюджетные "горячие" нефтедоллары потекли в  Стабилизационный фонд, где сосредоточено до одной трети от всех золотовалютных резервов России. Другие две трети остаются под контролем Центробанка. Но на деньги Банка России никто не покушается. Они предназначены для поддержки курса рубля и закупку импортной продукции в условиях острого кризиса. Другое дело - деньги Стабфонда. Распилить этот фонд хотели еще в 2006 году, но правительству удалось его отстоять. А Стабфонд разделили на  Резервный фонд (его тратят на погашение дефицита бюджета) и Фонд национального благосостояния (ФНБ).

Кстати, еще 500 млрд. рублей в 2015 году может забрать Минфин уже из Резервного фонда, если цены на нефть и курс рубля продолжат падать. А если нефтяные котировки упадут ниже 70 долларов за баррель, то придется брать не менее 2 трлн. рублей. Учитывая, что с 2015 года Резервный фонд составит 3,3 трлн. рублей, то такими темпами его не хватит даже на два года. После этого, скорее всего, возьмутся за остатки ФНБ, если, конечно, там что-либо останется. Правда, когда берут деньги из Резервного фонда, они идут напрямую в бюджет и являются безвозвратным способом пополнения казны. Средства ФНБ вернуть все-таки можно.

Итак, ФНБ почти разобран лоббистами, деньги из Резервного фонда уже призываются в текущий бюджет. Правительству развязаны руки, чтобы использовать их по своему усмотрению и в будущем году. А между тем ЦБ считает, что российские банки и корпорации должны выплатить до конца 2015 года 134 млрд. долларов. Только в декабре погашению подлежит колоссальная сумма в 32 млрд. долларов. А вместе это уже превышает сумму накоплений в Резервном фонде и ФНБ, вместе взятых. Кто же заменит ФНБ?