Страны-экспортеры нефти начали тонуть (наша аналитика)

Евгений Бай, специально для haqqin.az

В последние дни правительство Венесуэлы предпринимает лихорадочные усилия с целью созвать альтернативный ОПЕК форум, на который приглашены страны, не являющиеся членами картеля. Главная цель этой конференции, которая, как ожидается, пройдет 25 ноября в Вене - остановить тенденцию к падению цен на нефть, которая начала принимать для Венесуэлы угрожающий характер.

Венесуэла и Иран объединяют усилия

Венесуэльский президент Николас Мадуро уже несколько раз выступил по национальному телевидению, заявив, что считает разумной цену на нефть в 100 долларов за баррель. Одновременно он неизменно обвиняет США в том, что те наращивают добычу сланцевой нефти и, таким образом, по его словам наносят удар не столько по Венесуэле, сколько по России. Мадуро объясняет своим согражданам малопонятные им детали фрекинга - гидравлического разрыва пласта, к которому прибегают при добыче сланцевой нефти. «Американцы отчаянно пытаются переиграть Россию…отчаянно потому, что Китай уже нарастил добычу, и Россия тоже идет по этому пути", - сказал он.

Мадуро дезинформирует общественность. Крупнейшие российские компании - «Роснефть», «Лукойл» сообщают о значительном сокращении добычи нефти в этом году, связанном как с общими экономическими трудностями России, так и с санкциями Запада. Китай, как известно, вообще импортирует нефть для своих энергетических нужд.

Глава венесуэльского МИДа, бывший куратор энергетического комплекса страны Рафаэль Рамирес в ноябре совершил мировое турне, в ходе которого посетил Алжир, Катар, Иран и Россию. Судя по реакции президента Мадуро, усилия Венесуэлы поддержали прежде всего Иран и Россия.

Но давайте разберемся, что стоит за этой поддержкой. Как уже сообщалось, в Тегеране Рамирес и иранский министр нефти Бижан Намдар Зангане пришли к единому мнению относительно того, что нынешние цены на нефть находятся на очень низком уровне. Стороны отметили, что необходимой и наиболее благоприятной ценой на нефть является цена в 100 долларов за баррель, в связи с чем призвали все страны ОПЕК к принятию мер для стабилизации ситуации на рынке.

Иран, безусловно, не устраивает продолжающееся уже несколько недель неуклонное падение цен на нефть, которое обостряет и без того сложную социально-экономическую ситуацию в стране. Но будет ли он с такой же энергией, как Венесуэла, выступать против Саудовской Аравии, которую, судя по всему, нынешняя цена устраивает и которая не собирается сокращать добычу нефти?

Перед Ираном сейчас стоит гораздо более важная задача. 24 ноября истекает срок переговоров Тегерана с «шестеркой», и до этого дедлайна он должен дать мировому сообществу ответ в отношении своей ядерной программы. В случае, если США и ЕС хотя бы частично снимут экономические санкции, наложенные на эту страну, иранская нефть будет в значительно большем объеме поступать на мировой рынок и уже одно это не даст ценам на нее повыситься. Ссориться же сейчас с такими ведущими производителями нефти, как Саудовская Аравия в отношении квоты на добываемую нефть, вряд ли в интересах Ирана.

Однако даже если Иран объединит свои действия с Венесуэлой для преодоления тренда на понижение цены на нефть, у них все равно не хватит мощностей. По данным американского банка JP Morgan, добыча нефти Венесуэлой в третьем квартале 2014 года составила 2,4 миллиона баррелей в сутки (власти в этой стране заявляют о том, что они уже вышли на 3-миллионный рубеж в добыче нефти, но мировые аналитики оспаривают этот факт). Добыча Ирана за указанный период составила 2,8 миллиона баррелей в сутки.

Таким образом, Иран и Венесуэла по объемам добычи нефти среди 12 стран ОПЕК занимают третье и четвертое места соответственно. Первенство, напомним, принадлежит Саудовской Аравии, которая добывает 9,8 миллиона баррелей в сутки, второе место — Ираку (3,1 миллиона баррелей в сутки).

В игре и Сечин

В России глава венесуэльской дипломатии тоже формально добился понимания. Как заявил министр энергетики России Александр Новак, две страны обсудили меры по сдерживанию падения цен на нефть. При этом министр отказался пояснить, о каких шагах идет речь.

Венесуэла уже совершила один из шагов, чтобы заручиться поддержкой крупнейшей нефтяной компании России - «Роснефти». Ради нее и главы Игоря Сечина она отказалась проводить нефтяную конференцию с участием не входящих в ОПЕК стран в Каракасе и перенесла ее в Вену. Сделано это для того, чтобы Сечин смог пообщаться и с представителями ОПЕК по поводу цен на энергоносители. Ведь 27 ноября в Вене стартует саммит ОПЕК, а международная конференция, которую устраивает Венесуэла, пройдет за два дня до этого.

В 2013 году Россия занимала второе место после Саудовской Аравии по добыче нефти. Однако и для нее значительное снижение добычи в нынешних условиях - дело невыгодное. Как утверждает аналитик компания Forex Club Валерий Полховский, «даже совместно Россия и Венесуэла не смогут решить проблему дисбаланса спроса и предложения. Саудовская Аравия имеет около 3 миллионов баррелей в сутки свободных производственных мощностей. Соответственно, для корректировки спроса и предложения в ее обход нужно быть готовым снизить объем добычи где-то на 4 миллиона баррелей в сутки, что для Венесуэлы и России является слишком значительным. Необходимо формировать гораздо более широкую коалицию».

Западные эксперты придерживаются аналогичной скептической позиции. По словам нефтяного трейдера с Лондонской биржи Эндрю Дайсона, Саудовская Аравия, видимо, имеет долгосрочную стратегию по противодействию наплыву на мировой рынок сланцевой нефти из США. Для этого она собирается держать низкие цены на нефть по крайней мере до конца 2015 года, с тем, чтобы сделать нерентабельной добычу нефти из сланца.

Помимо России и Ирана Венесуэла надеется на солидарность Эквадора и в определенной степени Кувейта. Левое правительство Эквадора готово в принципе солидаризироваться с Венесуэлой по любому вопросу и занять любую позицию, которая будет признана антиамериканской. Кувейт в последние дни посылает осторожные сигналы о том, что он, возможно, выразит на саммите ОПЕК недовольство стратегией Эр-Рияда. Однако это еще не свидетельствует о серьезном расколе внутри ОПЕК по вопросу о цене на нефть.

Возможно, энергия, с которой Венесуэла проталкивает идею альтернативной конференции, объясняется прежде всего острейшим экономическим кризисом в самой этой латиноамериканской стране. Полгода назад там прошли жесточайшие антиправительственные демонстрации протеста, в ходе которых десятки человек погибли. Но, как с сарказмом пишет американская The Washington Post,«это были добрые старые времена». Ведь полгода стоимость венесуэльской нефти составляла 97 долларов за баррель, а теперь она снизилась до 70. А с каждым потерянным долларом бюджет страны теряет до 700 миллионов долларов в год.

Венесуэла – первая жертва

Именно по Венесуэле больше всего ударило падение цен на нефть. Причин тому несколько: наращивание добычи сланцевой нефти в США, что почти автоматически ведет к снижению Америкой импорта нефти из Венесуэлы, потеря доверия к Каракасу со стороны Пекина, который в прежние годы щедро кредитовал венесуэльскую экономику, а также некомпетентность самого венесуэльского правительства.

Рейтинг доверия президенту Мадуро скатился до 30 процентов (в апреле прошлого года, после того, как он принял бразды правления страной после смерти Уго Чавеса, он составлял 55 процентов). Инфляция в стране превышает 60 процентов, что является одним из самых высоких показателей в мире. Официальный обменный курс боливара, искусственно установленный властями, составляет 6.3 боливара к одному доллару США, в то время как на черном рынке за один доллар дают 120 боливаров. Страна испытывает катастрофический дефицит абсолютно всех продуктов питания. В ноябре этого года впервые в своей истории Венесуэла вынуждена была начать импорт нефтепродуктов из такой не самой «важной» нефтяной страны мира, как Алжир.

Проблема в том, что Венесуэле никто не поможет в этой ситуации, кроме нее самой. Как говорит агентству Bloomberg Оливьер Джейкоб, директор Petromatrix Gmb Швейцарии, «я не вижу никого в рядах стран, не входящих в ОПЕК, кто мог бы прийти на спасение Венесуэлы. Венесуэла представляет из себя корабль, который просел ниже ватерлинии. Его может утопить достижение в США договоренности о строительстве нефтепровода Keystone из канадской провинции Альберта в американский штат Техас. Тогда Америке может вообще не понадобиться венесуэльская нефть».

Отметим, что проект прокладки Keystone давно уже является предметом ожесточенного спора между республиканцами в конгрессе и Белым домом. Администрация Обамы решительно против прокладки нефтепровода потому что, по ее мнению это нанесет мощный удар по экологии Америки. Республиканцы - двумя руками «за»- они убеждены, что Keystone даст стране значительно большую энергетическую независимость, чем все «игры» Обамы с альтернативными источниками энергии. Президент только что отбил очередную атаку своих оппонентов по этому вопросу. Но что будет, когда в январе соберется новый состав конгресса, в котором обе палаты будут находиться под контролем республиканцев? Аналитики предсказывают победу последних, и это станет новым фактором, который будет содействовать заморозке нефтяных цен на нынешнем сравнительно низком уровне.

В этих условиях попытки Венесуэлы вызвать раскол среди стран ОПЕК и найти взаимопонимание среди не входящих в нефтяной картель государств с целью стабилизировать цены на нефть выглядят скорее благими намерениями, чем эффективными прагматическими шагами. Альтернативная конференция в Вене скорее всего ограничится лишь призывом к государствам ОПЕК услышать сигнал SOS тех, кто тонет из-за падения нефтяных цен.

Но он вряд ли будет услышан. "Без вмешательства ОПЕК мы вполне можем увидеть снижение цен еще на 10-11 долларов», - сообщает агентство Bloomberg. Это же агентство передает: руководитель Агентства энергетической информации при министерстве энергетики США Адам Семински заявил, что он не исключает падение цены на нефть до 50 долларов за баррель.

И в заключение – последняя новость

Власти России обсуждают возможности снижения добычи для поддержания мировых цен на нефть. Об этом заявил министр энергетики России Александр Новак «Этот вопрос требует тщательной проработки. На сегодняшний день такого решения нет. Бюджет у нас очень сильно зависит  от поступлений от нефтяной отрасли. У нас не такие технологии, как в Саудовской Аравии, чтобы быстро снизить добычу или нарастить, но в целом этот вопрос обсуждаем, мы работаем внутри правительства с точки зрения целесообразности таких методов», – заявил Новак.