Глобальный отказ от доллара продолжается (наш комментарий)

Отдел экономики

Haqqin.az отмечал, как активно скупают на мировом рынке золото Россия, Китай и Азербайджан, с чем это связано и к каким последствиям может привести. Но число стран-покупателей золота все растет. Так, 30 ноября в Швейцарии пройдет национальный референдум по принятию закона, согласно которому Центробанк будет обязан хранить не менее 20% резервов в золоте. С учетом нынешних цен на желтый металл и курса швейцарского франка для достижения целевых объемов золотых резервов банку придется купить до 1,5 тыс. тонн золота или, как говорят экономисты, половину его объема, добываемого в мире за год. Для страны это означает рост золотого запаса в три раза, что обойдется банку в 66 млрд. франков (69 млрд. долларов). Поэтому принятие закона о минимальном уровне золотых резервов Швейцарского нацбанка значительно повлияет на цены на золото и осложнит регулирование монетарной политики, считают аналитики банка HSBC.

Купить драгметалл банк может за счет продажи имеющихся валютных активов - скорее всего, долларов США, так как они составляют большую часть его валютных резервов. А что касается европейской валюты, то банк, наоборот, приобретает ее, чтобы не допустить роста курса франка к евро, таргетируя этот показатель на уровне 1,2 франка за евро. Это соотношение считается оптимальным для достижения приемлемого уровня инфляции. Для этого регулятор пообещал покупать столько иностранной валюты, сколько потребуется (с конца 2010 года по август 2014 года его валютные резервы подскочили с 204 млрд. до 470 млрд. франков).

В случае принятия этого закона подобные интервенции будут требовать дополнительных затрат, так как банку потребуется пополнять запасы драгметалла для поддержания его минимальной доли в резервах на требуемом уровне. Однако объем таких затрат не является настолько большим, чтобы заставить ШНБ пересмотреть свою монетарную политику, учитывая вялую инфляцию в стране и слабые темпы экономического роста, отмечают эксперты HSBC.

Но если покупка золота Швейцарией, Азербайджаном, ОАЭ имеют чисто экономический характер (в Азербайджане, кстати, доля маната во внешнеторговом обороте даже уменьшается) и не носят политических оттенков, то на счет России и Китая это сказать трудно.

Так, внешне действия российского регулятора можно объяснить желанием помочь местным золотодобывающим компаниям, которые из-за санкций лишились рынка сбыта. Санкции не запрещают иностранным банкам покупать российское золото, но они перестраховываются. Поэтому Центробанк уже приобрел большую часть драгметалла у российских золотодобытчиков. Но эксперты объясняют это стремлением президента Путина организовать "золотую диверсию" в ответ на санкции, а именно, снизить долларовую зависимость экономики страны, а следовательно, и от санкций США. В пользу этой версии свидетельствует и тот факт, что Россия за год резко сократила вложения и в американские государственные облигации с 32,2 млрд. долларов до 11,7 млрд. долларов. Понять Путина не сложно - после этого на мировых валютных и финансовых рынках начнется хаос, а России терять уже нечего. А сейчас именно тот момент, когда следует сделать ответный ход. Сегодня на золото приходится около 10,6% от общего объема золотовалютных резервов России, в прошлом году этот показатель составлял 8,4%. В этом году резервы золота выросли уже на 115 тонн, тогда как за весь прошлый год - лишь на 80 тонн.

Но по большому счету лишь Китай - единственная страна, которая в состоянии нарушить долларовую гегемонию. Он активно продвигает свою валюту по всему миру. Со многими странами уже организованы своп-соглашения, позволяющие вести расчеты без участия доллара. А долговой рынок Китая за последние годы вырос в десятки раз (без развитого долгового рынка валюта никак не сможет стать резервной). Что же касается золота, то Китай активно скупает металл уже давно, в Шанхае создают центр мировой торговли золотом. И учитывая тесное сотрудничество России и Китая, неудивительно, что Москва, как и Пекин, активно наращивает золотые резервы. Вероятно, у них действительно есть какой-то план.

Но в любом случае в ближайшее время доллар вряд ли почувствует на себе последствия этих действий, хотя в долгосрочной перспективе тенденция очевидна: в мире много стран больше не хочет полагаться на доллары США, и они создают новую реальность. Активная глобальная дедолларизация продолжается.