Она писала кровью временщикам (За что Султанову?)

Талят Алигейдар

Всякое довелось видеть Азербайджану за последние четверть века. Еще не родилось слово, которым можно было бы назвать весь этот исторический период от последнего десятилетия ХХ века до нынешних дней. Писатель когда-то назвал нечто подобное окаянными днями. Однако был момент, когда мы облегченно вздохнули, подумалось – все, кончилось безвременье. Невозможно ни за что убить, невозможно просто так разрушать, невозможно растоптать прошлое.

Трактор, которым разворотили площадку, где около трех десятилетий стоял памятник Айне Султановой, проскрежетал по старым ранам - «Нет, не прошло! Есть еще нелюди и несть им числа».

Для чего надо было сковырнуть памятник исторической личности, государственному деятелю эпохи азербайджанского модерна, памятник нашему прошлому, без которого не было бы нашего цивилизованного настоящего. Этот вопрос толстосуму, исковеркавшему памятник, должен был уже задать следователь. Надеемся, что мы дождемся этого.

Кто она - Айна Султанова? Каким было ее призвание? Оно укладывается в сухие строчки биографии, придавая нравственную силу ее ежедневным занятиям в качестве политического работника-просветителя, организатора женского журнала, устроителя нормативной стороны жизни – и какой жизни!

Замнаркома народного образования, народный комиссар юстиции во времена, когда месяц равнялся году, а годы - десятилетиям. Она из плеяды людей, проникнутых благородными идеями просвещения, вызволения азербайджанских женщин из-под гнета неравноправия. Она была в числе тех, кто претворял в жизнь заветы двух-трех поколений азербайджанских просветителей – от Ахундова и Зардаби до Расулзаде и Нариманова.

Человек трагической судьбы, кровью писавший письма временщикам. Женщина, потерявшая все, погибшая во цвете лет и вновь воскресшая для новой жизни – среди новых и будущих поколений. Думалось – она бессмертна. Оказалось, ошибались мы, а правы оказались те, кто повел ее на расстрел вторично. А кто они, отдающие приказы о сносе памятника азербайджанке, само имя которой должно быть вечным памятником лучшей из наших матерей и сестер?

Мы видим, как конкретные буржуа, извините, - «бизнесмены», топят в ледяной воде эгоистического расчета священный трепет духовного экстаза, превращая личное достоинство человека в меновую стоимость, лишают священного ореола все виды деятельности, до сих пор считавшиеся почетными. Врачей, юристов, учителей, людей науки превращают в своих наемных работников – сводят все отношения к чисто денежным. Что памятник для них? Так, груда камней, площадка под питейное заведение. Снос памятника женщине, патриотке – это не просто бескультурье. Это не только вандализм. Это – хуже! Черная метка безвременья, напоминание всем нам, что так жить нельзя. Этот момент надо застолбить в умах, и прежде всего тем, кто любит размышлять, чтобы они вразумляли тех, кто любит только деньги, не отдавая себе отчета в том, что разрушение культурно-исторической памяти прямо ведет к разрушению больших смыслов. И главный из них – веры в нас. Знает ли Гаджибала Абуталыбов - сколько памятников в Баку?

Ныне воздвигнут новый памятник - нашему времени: груда развороченных камней там, где еще недавно стояла Айна, и есть памятник досточтимому мэру и тем, кто вместе с ним методично уничтожает многие годы наш Баку. А в нем и нас всех. Наверное, знает. Но он наверняка не ведает о том, что с Айной Султановой сносят целый пласт истории. И подобно тому, как после ее гибели в 1938 году никто не чувствовал себя в безопасности, так и гибель ее вторично угрожает тем же всем остальным памятникам.

Будьте осмотрительны, не стреляйте в прошлое из пистолета, чтобы оно не выстрелило в вас из пушки.