Армяно-грузинская церковная война разгорается haqqin.az из Грузии

Фридон Дочия, собкор, Тбилиси

Мы не так давно уже сообщали об очередной вспышке конфликта между Тбилиси и Ереваном, угрожающего конфессиям двух довольно близких народов, имеющих в истории немало общего, серьезным противостоянием. Речь идет о давних претензиях Еревана на армянское первородство многих церквей и древнейших христианских памятников на территории Грузии.

К разгорающемуся спору подключилась тбилисская эпархия армянского католикосата, выступившая  с требованием вернуть Родине Армении ни мало ни много - ровно 442 церкви. На помощь епархии пришли армянские историки с ворохом книг и статей, написанных в наше время, суть которых сводится к тому, что практически все, что представляет на грузинской территории историческую ценность, построено армянами.

Аргумент первый: армяне первыми приняли христианство. Аргумент второй – армяне всегда были строителями. И то, и другое грузинские историки успели неоднократно документально опровергнуть. К этому грузинский историк, профессор Гурам Мархулия добавил, что «зариться на чужое – святое армянское дело».

Дабы внести ясность в спор в Ереван выезжал руководитель Госагентства по делам религии Грузии Заза Вашакмадзе вместе с группой экспертов. Пока делегация Грузии на самом высоком армянском уровне разбиралась с историей церквей, Ереван успел направить в ЮНЕСКО послание о сути своих претензий к соседям, уточнив, что речь идет теперь о 482 церквях. 

Что решит ооновская организация, которая не знает как быть с дудуком, долмой и лавашом – трудно сказать. Но З. Вашакмадзе вернулся в Тбилиси с тщательно продуманной контрпретензией: «В Армении имеются грузинские церкви и монастыри, и мы требуем их передачи в лоно Грузинской православной церкви (ГПЦ)».

Помимо этого, ГПЦ добивается открытия в Ереване грузинской эпархии. Для того, чтобы разобраться с растущим ворохом взаимных претензий, стороны договорились о создании совместной комиссии, чем собственно и озабочены сейчас соответствующие структуры в обеих странах. Грузины уповают на исторические документы, армяне – на ЮНЕСКО, и никто – на Господа Бога нашего.