Москва и Афины празднуют победу, которая достается Баку наш комментарий

Мамед Эфендиев

Москва всеми силами старается пробить своим «Турецким потоком» газовую брешь европейской цитадели. Не помогают ей никакие уловки – ни изменение маршрута, ни поиски новых партнеров, ни грозные предупреждения-ультиматумы. И в такой ситуации она идет на самые отчаянные шаги, которые ничем, кроме как попытками утопающего, назвать нельзя. Да, Москва идет ва-банк – сломить сопротивление Евросоюза и вновь взять под контроль европейский газовый рынок, или потерять все. Правда, последний вариант она никак признавать не хочет даже в качестве вероятного. Все это мы постараемся показать простым сопоставлением происходящих событий.

Как известно, «Турецкий поток» - откровенный конкурент другого газопровода ТАР, предназначенного для поставок азербайджанского газа в тот же европейский регион, чем и объясняется высокий интерес к нему. К тому же частые неожиданные заявления и действия российской стороны приковывают внимание не только азербайджанских СМИ.

Кстати, на очередное заявление замминистра энергетики России Анатолия Яновского и хотелось бы обратить внимание. По его словам, Россия и Турция до конца первого полугодия рассчитывают подписать межправсоглашение по "Турецкому потоку".

Такие действия Москвы были бы не так тревожны, если не поддержка ее со стороны поднявшей на ноги весь Евросоюз Греции. Словно специально эта европейская страна добивается развала еврозоны, защиты интересов России. Особенно выделяется в этом министр производственной реформы, окружающей среды и энергетики этой страны Панайотис Лафазанис. Он заявил в парламенте, что Греция и Россия находятся на «финишной прямой» в переговорах по строительству продолжения газопровода «Турецкий поток» на греческой территории.

Он открыто напомнил, что перспективы создания газопровода, который пойдет по территории Греции, беспокоят «европейские и трансатлантические круги». «Мы принимаем во внимание их реакцию, но не меняем свою позицию», - добавил Лафазанис.

Российско-греческий вектор просматривается все отчетливее. На фоне углубления связей этих стран все меньшую активность стала проявлять Турция, которая в целом дала согласие на строительство газопровода, но устное. Сейчас она заняла несколько выжидательную позицию, обещая развивать проект в собственных интересах. А насколько ее интересы будут совпадать с интересами Москвы и особенно Афин, предсказать трудно. Но ясно одно, Анкара не собирается уступать Афинам роль первой скрипки в европейском газовом оркестре, на которую Греция открыто претендует.

А тем временем саммит «Восточного партнерства» в Риге поддержал создание «Южного газового коридора», который соединит ЕС с каспийским регионом в обход России. Об этом говорится в итоговом заявлении саммита. Участники саммита призвали расширить Южно-Кавказский, Трансанатолийский и Трансадриатический газопроводы. Одновременно саммит поддержал реверсные поставки газа на Украину через Польшу, Венгрию и Словакию.

В ходе этого же саммита произошло еще одно событие, которое еще раз показало, что Европа все же отдает предпочтение именно азербайджанскому газопроводу. Словакия, Венгрия, Румыния и Болгария подписали совместную декларацию по строительству газопровода, который свяжет Центральную и Восточную Европу. Газопровод с условным названием «Восточное кольцо» (Eastring) войдет в строй в конце 2018 года и свяжет Центральную и Восточную Европу для доставки каспийского газа вглубь Европы.

А это уже показывает, что ЕС намерен не только реализовать выдвинутую ранее идею президента Азербайджана Ильхама Алиева о создании интерколлектора, но и частично восстановить позабытый уже проект Набукко. Значит, слово Баку для Брюсселя важнее ультиматумов Москвы.