Тысячи тонн ядовитого полиуретана в Баку блиц-расследование; фото

Бахрам Батыев

После страшного пожара в бакинской 16-этажке, причиной которого стало полиуретановое покрытие фасада, невероятно оперативно начался масштабный демонтаж этой загорающейся как порох облицовки. К работам привлечены сотни человек и единиц техники, десятки крупнотоннажных машин вывозят из столицы тонны пенопласта и полиуретана.

В связи с последним у многих бакинцев возник вполне резонный вопрос: куда, собственно говоря, деваются десятки тонн ядовитого и пожароопасного облицовочного материала, снятого с наших домов? Этот вопрос обеспокоил и сотрудников haqqin.az, и мы провели собственное расследование.

Первое, что пришло на ум, - завод по переработке бытовых отходов в Балаханы. Но ведь полиуретан не подлежит переработке, и можно ли его там утилизировать?

Чтобы не ломать голову, обратились в Министерство экологии и природных ресурсов, где получили вполне конкретную информацию. Руководитель пресс-службы этого ведомства Ирада Ибрагимова сообщила, что демонтированная облицовка вывозится на полигон Национального центра по управлению опасными отходами при Минэкологии. Полигон занимает более 50 гектаров в Абшеронском районе. При содействии И. Ибрагимовой мы уже сегодня утром увидели, как в Баку уничтожается зловредный полиуретан.

Без экипировки вход запрещен

Попасть на полигон не просто – на въезде бдительная охрана Но поскольку меня сопровождал представитель Министерства экологии, а руководство Центра было заблаговременно предупреждено, «фейсконтроля» и проверки документов удалось избежать. Своеобразную экскурсию по полигону проводил менеджер Национального центра по управлению опасными отходами Багир Гидаятов.

«О вашем визите осведомлен, но это не освобождает вас от неукоснительного соблюдения правил техники безопасности на территории Центра», - сразу предупредил он.

Что это означает, я понял уже спустя пару минут: выдали защитную каску, респиратор, специальные очки, светоотражающую накидку и запретили курить.

«Как видите, я тоже хожу в каске и респираторе», - с улыбкой проговорил Б. Гидаятов, помогая мне облачиться в специальную экипировку.

Целью визита на полигон (кстати, это слово тут абсолютно не лишнее: в советские времена здесь действительно был армейский полигон) было узнать, что происходит с демонтированной облицовкой. Пока мы шли к «могильнику полиуретана», Гидаятов рассказал, что первые грузовики с демонтированной облицовкой начали прибывать уже 21 мая, то есть, спустя два дня после пожара.

«В первый день было 14 грузовиков с полиуретаном. А потом с каждым днем количество грузовиков стало возрастать. Например, вчера мы приняли 245 машин. К сегодняшнему дню на полигон ввезено 760 грузовиков с полиуретаном объемом более 12 тысяч кубометров. И это не все, грузовики продолжают прибывать», - называет менеждер полигона впечатляющие цифры.

Земля, хранящая опасные отходы

Как же определяют объем облицовки, поступившей на утилизацию? Ведь она транспортируется на Камазах, МАНах, «Шакманах», которые имеют различный тоннаж. Но оказывается, каждое транспортное средство сразу въезжает на специальные весы, после опорожнения его вновь взвешивают, и показатели тщательно фиксируются.   

Как пояснил специалист полигона, облицовочный лом сгружается в «могильник» емкостью 250 тыс. куб. метров, покрытый внутри геомембраной, не позволяющей продуктам распада попасть в почву. После того как яма заполнится, она будет утрамбована грунтом, который сверху также укроют геомембраной и оборудуют для безопасности специальными приспособлениями.

За час моего пребывания на полигоне успел насчитать с десяток крупнотоннажных машин, ссыпавших в «могильник» полиуретан. А грузовики все подъезжали…

К сожалению, имеющиеся технологии пока не дают возможности полностью уничтожить горючую и токсичную облицовку, и поэтому ее пока «консервируют», так сказать, до лучших времен, когда, возможно, будут не только перерабатывать разные синтетические изделия, но и получать при этом топливо. Однако опасаться того, что продукты распада полиуретана попадут в почву, как я убедился, не стоит.

«Имеющееся у нас оборудование предотвращает загрязнение окружающей среды и обеспечивает безопасное захоронение опасных отходов. Здесь регулярно проводится экспресс-анализ почвы и воздуха, а раз в квартал осуществляется замер радиоактивного фона. Наш полигон отвечает всем современным санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям», - заверил Б. Гидаятов.

Хотя, впрочем, о какой окружающей среде можно говорить на этой территории? Вокруг сплошная степь, поблизости нет никаких поселений. Еще в советские времена было установлено, что местная земля абсолютно непригодна для сельскохозяйственных нужд.

А потому неудивительно, что именно эта территория в 2003 году была выбрана для строительства полигона для хранения опасных отходов, в числе которых сегодня оказалась и пресловутая облицовка наших с вами жилищ…