Греция переходит в атаку наш комментарий

Эльнур Мамедов

В Греции завершился референдум по вопросу, следует ли принять проект соглашения, представленный Еврокомиссией, ЕЦБ и МВФ. Явка избирателей составила более 50%. На референдуме, по первым данным, 59,7% избирателей сказали «нет» требованиям кредиторов, а 40,3% — «да».

Данные были получены по итогам обработки 541,5 тыс. бюллетеней, или 7,56% голосов. Многие ожидали, что по мере обработки бюллетеней разница будет уменьшаться, но ход развития событий показал обратное – против требований кредиторов выступили уже более 61% участников референдума. Правительство предложило гражданам ответить «нет» или «да» на вопрос, следует ли принять проект соглашения, представленный Еврокомиссией, ЕЦБ и МВФ 25 июня этого года.

Кабмин страны рассчитывал, что население ответит «нет». Оппозиция заявляла, что речь идет о европейском будущем Греции, и призывала голосовать «за» соглашение. К референдуму было приковано внимание всего мира, поскольку его итоги могут во многом предопределить предстоящее политическое и экономическое развитие Европы, сказаться на всей мировой экономике. И ныне, по оценке социологов, греки сказали «нет» требованиям кредиторов продолжить политику жесткой экономии. И если заседание Еврогруппы по обсуждению итогов референдума пока не запланировано, то греческое руководство вновь опережает их в оперативности.

Хотя результаты референдума и были ожидаемыми, Афины, конечно, торжествуют. Уже звучат заявления с требованием отставки бывшего премьер-министра Греции Антониса Самараса с поста лидера оппозиционной партии «Новая демократия», который изначально выступал против политики правящей СИРИЗЫ. А уход Самараса в отставку еще больше изменит политический ландшафт и расклад сил в Греции в пользу премьер-министра Алексиса Ципраса.

Официальный представитель Кабмина Гавриил Сакелларидис сразу же после публикации первых данных сообщил, что власти Греции получили четкий мандат на защиту своей позиции на переговорах с кредиторами. В свою очередь госминистр Никос Паппас сказал, что «нет» - послание миру. Соглашение с кредиторами будет лучше, если победит "нет".

Да, дальнейшая судьба Греции будет интересна. С учетом хитрости и настойчивости Ципраса она будет не так зависима от Евросоюза, от экономики ЕС, будет самостоятельно принимать политические и экономические решения. В принципе это нормально, но ее руководство вряд ли будет настаивать на выходе из ЕС, скорее продолжит переговоры с кредиторами. Но при этом, безусловно, будет сделана поправка с учетом позиции населения, то есть позиция руководства Греции в переговорах с финансовыми институтами будет усилена.

В то же время такая политика может навредить многим кредиторам и партнерам страны. Из-за дефолта могут пострадать банки, обладающие греческими долговыми обязательствами. Аналогичные проблемы могут возникнуть и с другими кризисными европейскими странами. Далее могут последовать ослабление евро и других европейских валют, снижение спроса на азиатский экспорт. Выход Греции из еврозоны создаст дыру в бюджете Германии, потери которой могут составить более 14,4 млрд. евро, которые Берлин уже направил на борьбу с долговым кризисом в еврозоне. Сейчас Берлин держит греческие гособлигации на сумму 20 млрд. евро.

Хотя на референдум и не был вынесен вопрос о пребывании Греции в еврозоне, иностранные наблюдатели считают, что выбор, по сути, делается между сохранением евро и возвратом к национальной валюте - драхме. Поэтому против Афин ополчились многие европейские политики. Особенно примечательно заявление министра экономики Франции Эмманюэля Макрона. Он жестко раскритиковал позицию правительства Греции: «Я не перестаю удивляться цинизму руководства Греции, которое вынесло на референдум крайне тенденциозный вопрос, его популизму, поскольку налицо попытка убедить общественное мнение, что все проблемы Греции можно решить выходом из зоны евро». Он считает, что от итогов референдума будет зависеть не только судьба Греции, но и всей зоны евро. И все же министр считает, что вне зависимости от исхода референдума переговоры между Афинами и кредиторами должны продолжиться.

А председатель правительства Испании Мариано Рахой призвал греческое правительство создавать в стране условия для экономического роста и рабочие места, а «не заниматься вымогательством», инструментом которого он считает прошедший референдум. И все же ЕС придется проявить больше гибкости в переговорах с Грецией.

Ципрас получил очень серьезный кредит доверия со стороны народа и непременно этим воспользуется. Переговоры ЕС с Грецией продолжатся, их коллапс не выгоден ни одной, ни другой стороне, но теперь диалог будет идти на других условиях - на позициях, которые отстаивает греческая сторона. Пределы для компромисса определить, конечно, сложно, но греческая экономика в крайне тяжелом состоянии, и без помощи ЕС она этот кризис вряд ли преодолеет.

И действительно, правительство Греции в результате реализации ЕС политики жесткой экономии с 2009 года смогло сэкономить 91,5 млрд. евро. Но, с другой стороны, Греция живет в период жесткой экономии, находясь под финансовой капельницей, она познала аж восемь планов жесткой экономии.

Грекам надоело экономить, а ЕС – вливать миллиарды в бездонную экономику страны. Хоть и говорят, что сытый голодного не разумеет, в данном случае сторонам переговоров придется отбросить в сторону все свои амбиции, недовольства друг другом для поиска компромиссного решения. Предстоит, конечно, сложная задача, но иного выхода нет.