Пойдет ли Баку по стопам Тбилиси – когда будет принят закон о Карабахе?

Фридон Дочия, собкор, Тбилиси

Последние события вокруг смещения границы между никем не признанным карликовым образованием Южной Осетией и членом ООН Республикой Грузия подвигли Тбилиси внести существенные коррективы в ранее разработанный законодательный акт «Об оккупированных территориях».

Авторы поправок предложили не применять санкции в отношении «гражданина иностранного государства, который прибыл непосредственно с тех территорий, где его жизни или свободе грозит опасность”.

По новому регулируются проблемы, связанные и с нарушениями правил въезда в Абхазию и Южную Осетию, а также незаконного пересечения государственной границы Грузинской Республики. Теперь УК Грузии должен будет принимать во внимание и соответствующую статью «Об ограничении свободного передвижения на оккупированных территориях».

Соответствующий законопроект, утвержденный парламентом республики, инициировало Министерство по вопросам примирения и гражданского равноправия.

Госминистр Паата Закареишвили следующим образом прокомментировал корреспонденту Haqqin.az принятую поправку относительно нарушителей границы: «В новой редакции закон не снимает ответственности за нарушение границы, просто предлагается ввести денежный залог (около 200 ам. долл.). В случае повторного нарушения меру наказания будет определять суд. Предусматривается также в особых случаях выдача на основании постановления правительства специального разрешения для пересечения границы Грузии на запрещенных участках». И госминистр, и парламентарии полагают, что создаются законодательные основы, способствующие поощрению торговли, путешествий и туризма на территориях, не контролируемых в данный момент грузинской стороной. Все эти меры, по мнению экспертов и депутатов, направлены на то, чтобы способствовать мирному возвращению беженцев и вынужденных переселенцев в свои дома.

Все поправки внесены в законодательство в соответствии с Конвенцией ООН. Причем под действие закона попадают лишь лица, статус которых соответствует понятию «беженец» в трактовке Конвенции ООН об этой категории граждан. Впрочем, было бы преувеличением утверждать, будто вся Грузия преисполнена оптимизма в связи с решением парламента. Критиков как всегда хватает.

Новое законоположение вступило в силу с начала августа – буквально с момента утверждения его парламентом страны. Некоторые эксперты высказываются в том духе, что самозванные образования на постсоветском пространстве активно сотрудничают друг с другом с целью легализации своего статуса.

В этом смысле плодотворной представляется мысль, что следовало бы наладить обмен опытом в области правовых разработок и работе с жертвами агрессивного сепаратизма – проблемы-то одинаковые. А то, глядишь, и армянские сепаратисты по примеру своих южноосетинских коллег примутся менять границу по собственному усмотрению… К тому же законодательное напоминание факта аннексии кое-кому на Западе никогда не помешает.