"Там, в ГАИ нашем, сидит жулье!" приемная haqqin.az

Лев Маас

Если вы свои брюки одели по давно сложившимся правилам и традициям – одну ногу в одну штанину, а другую во вторую (в общем, как принято) – это совсем не означает, что вы правильно одевались. Означенный метод бытовой атрибутики, скажем мы вам, достался нам в наследство от второго тысячелетия. Махровейший, заметим, и зловреднейший пережиток!

По правилам нынешнего третьего тысячелетия, в эпоху развитого и очень продвинутого капитализма, в благах которого, задыхаясь от счастья, пребывают «кредитные олигархи» и ворюги-чиновники, их, штаны наши, нам должно теперь натягивать через голову. Иначе – штраф. Это на первых порах. А при повторе, то есть рецидиве…

Впрочем, ни то, ни другое пока законодательно не прописано. Более того, нет и соответствующей службы, которая могла бы взять под строгий контроль означенный и в доходном смысле весьма и весьма выгодный процесс. Представьте, какой поток «бабла» хлынет в государственную кубышку и в карманы тех, кому посчастливится попасть в штат такой инспекторской структуры! Но пока законодатели обдумывают столь актуальный проект, в ведомстве Государственной дорожной полиции он уже полным ходом проводится в жизнь.

Пилотные, так сказать, опытные испытания прошли в районах страны и зарекомендовали себя наилучшим образом. Этому всемерно способствовали очень умелый подбор и расстановка кадров и скрупулезно исполняющиеся негласные приказы, отвечающие каждой букве еще только блуждающего в законодательных коридорах новаторского проекта. Теперь же, решили гаишники, пока он там блукает, настало самое время внедрять его и в столице. Успешно осуществленная на практике апробация обещает ух, ты и ах, ты какие деньжищи...

Тут, понимают они (в ГАИ сидят ребятки не просто умные, а зверски хитроумные) без проблем не обойтись. Ведь по вине отдела администрации президента по делам просвещения, грамотеев и дотошных аналитиков, которым еще разрешили разъезжать по Европам и Америкам, их стало еще больше, чем главе республиканского ГАИ Рамизу Зейналову и начальнику Бакинской дорожной полиции Нуширевану Сафарову хотелось бы. Правда, они, эти просвещенные, насылали мигрени на их головы и раньше, но универсальный и хорошо зарекомендовавший себя на практике анальгетик «Мозговая пудра» в пилюлях «Обещамс» исправить положение, снимали эти недомогания, как насморк. Все как было, так и есть. И где они, эти демагоги и жалобщики?! Ау! Ждите, ждите обещанного и молчите в тряпочку.

Лучше помалкивать. А как же! Теперь их, всегда и во всем правых придорожных полицейских, обучают еще и крутейшим приемам самбо. Свернут шею и скажут: «Так оно и было». Теперь лучше не вякать…  

О том, проводимом национальной дорожной полицией пилотном акте, не афишировалось и представителей СМИ, в том числе и сотрудников haqqin.az, не приглашали поучаствовать в нём. Поэтому тех, под грифом «СС» (Совершенно Секретно), записей, которые ими велись, в нашем распоряжении никак оказаться не могло. Но приблизительное содержание того их дневничка нам, тем не менее, стало доподлинно известно. Сразу оговоримся, в нем вы обязательно найдете беспристрастную статистику произошедших на дорогах страны жутких с человеческими жертвами ДТП.

За истекшие 5 лет, по самым грубым подсчетам, в автокатастрофах погибло и было покалечено почти столько же людей, сколько их полегло за период горячих боев карабахского конфликта. И в нём вы обязательно прочтете аналитику, в которой вина возлагается лишь на участников движения и, держим пари, ни слова не найдете, где указывалась бы вина самой дорожной полиции…

Её нет. Они - сама святость. Возможно, так оно бы нами и воспринималось, если бы редакционная почта не ломилась бы от писем-жалоб самих участников движения, и если бы нам самим не приходилось сидеть за рулем своих авто. Все это и позволило нашим сотрудникам пролить свет на то существенное, что не вошло в выводы осуществленного ими того пилотного процесса. Хотя бы то, о чем водители пишут и говорят…

Компьютерный шантаж

Есть оказывается и такой. А появился он, когда на наших дорогах были установлены камеры видеонаблюдения. Казалось бы, какие к ним претензии. Их объектив фиксирует только то, что засекает.  «Они беспристрастны», - скажут вам и… солгут.

Пройдемся по письмам, что не один год откладывались нами в редакционную папку. Вот одна из жалоб. Под ней подпись А.Аскеров. 

«… На своей машине едем с женой в Нафталан подлечить изрядно болящие суставы. Путь не близкий и для нас, пожилых людей, утомительный. На некоторых и внешне лучших участках дороги установлены знаки ограничения скорости «105 км». Держу скорость на 90, иногда чуть больше, но не за 100. На тех отрезках пути, что называют дорогами, выставлены знаки, ограничивающие быстроходность от 70-ти до 40. Превышать их на нашем семейном драндулете себе дороже…  Потом придется ремонтироваться. Это мне не нужно… Тем более на виду у дисциплинирующих шоферню стволов гаишных видеофиксаторов...

Итак, еду согласно знакам. Вскоре показался пост ГАИ. Меня тормозят и говорят, что я превышал скорость, и чтобы убедить меня в этом, приглашают пройти в помещение, где за несколькими компьютерами сидят операторы. «Вот, смотри, - тычет мне в экран старшина, - там, где ты должен был ехать не более 105-ти, ты гнал со скоростью 118,4 км/ч.»  Убедить я их не смог. Прав у меня не отбирали. Сказали - или здесь, сейчас, расплачивайся за полстоимости штрафа, или мы передадим твое нарушение по месту регистрации, в Баку. А там с меня взыщут целую сотню... Потом другой пост ГАИ, до коего я ехал, не спуская глаз со спидометра. Не превышал. И что же вы думаете?! Та же самая сцена. И компьютер показывал, что я ехал со скоростью... 119 км. в час.

Дорогая редакция, пожалуйста, разберитесь, что творится с гаишными  компьютерами…»

А вот запомнившийся нам, кипевший гневом выплеск пришедшего в редакцию инженера Агамалиева. «Там, в ГАИ нашем, сидит жулье! – кричал он. - Компьютерная служба в видеорегистраторах сознательно ставит завышенную программу, чтобы драть с людей незаконные штрафы…  Я ехал по Говсанинской трассе в аэропорт. По ней, согласно выставленным знакам, разрешено ехать 120 км. в час. Я не спешил. До прибытия рейса еще был целый час. Ехал под сто и меньше…

Каково же было мое удивление, когда меня ровно месяц спустя после этого вызвали в гор. ГАИ и майор, с которым я спорил, повел меня в компьютерный зал, где оператор по его просьбе прокрутил видеоряд с изображением моего авто, которое, оказывается, мчалось со скоростью 153 км. в час.

 «Компьютер врать не может», - высокомерно заметил офицер. «Кому вы говорите! Я айтишник и знаю, как этот фокус делается. Врет не компьютер, а тот, кто заложил в него нужную вам программу. Давайте я посмотрю программную закладку», - попросил я. «А может тебе еще и от квартиры ключ дать?» - резанул майор и чуть ли не силой вывел из зала. Такое его поведение еще больше убедило меня – я прав…»

Читаем другое письмо. «Мне 70 с небольшим лет. У меня старенький «опелек». На тот свет я не тороплюсь, а потому еду осторожно. И вдруг – На тебе! Звонят из ГАИ и говорят: «За вами должок. Там, где необходимо ехать со скоростью 60 км. в час вы ехали со скоростью 80 км.» Я возражаю. Такого быть не может. «Приходите и посмотрите компьютер, - приглашают меня и добавляют: «Он прибор объективный…»  То, что мне продемонстрировали, меня возмутило. По этой дороге я всегда езжу на дачу и тот отрезок пути от памятника шаху Исмаилу Хатаи и здания Верховного Суда до светофора я, несмотря на то, что меня подгоняя сигналят крутые авто, я держу стрелку спидометра почти вплотную к цифре 60.

На экране, обгоняя мой «опелек», просвистывают другие машины, «Вы их скорость наложили на мою езду» - замечаю я… «Не мы, а видеорегистратор. Он ошибиться не может!» - категорично заявили мне…  Либо что-то не в порядке с камерами, либо химичат сами компьютерщики… Получается шантаж и вымогательство… Прошу вас, haqqin.az, внесите в этот вопрос ясность. Пенсия у меня - кот наплакал. Если к коммунальным счетам прибавятся и эти астрономические, а главное, несправедливые для меня штрафы от ГАИ, то просто не знаю что делать. А таких, как я, не одна сотня…»

Заранее зная ответ высокопоставленных офицеров дорожной инспекции об этих и десятках других подобных им фактов (вспомните упомянутый нами выше анальгетик «Мозговая пудра» в пилюлях «Обещам-с»)  мы пошли иным, более  надежным путем. Нашелся однокашник одного из наших экспертов, который как раз имел прямое отношение к компьютерной службе Республиканской и столичной дорожной полиции.

А Саакашвили в чем-то прав…

Вызывая его на откровенный разговор, наш эксперт осторожно предположил, что такие кренделя с программами видеорегистраторов вытворяются, когда Кабмин необоснованно принуждает поднять план сбора штрафов.

-Ха! Ха! – по-деревянному и с плохо скрытой издевкой, восклицает он.- Кабмин тут не при чем. Мы точно знаем, когда планка плана сборов с нашей службы поднимется. Есть  одна верная деталь. Если кто из высшего начальства закладывает фундамент очередного дворца, например в Патамдарте, значит, вскоре жди приказа: «Ужесточить программу приборов видеонаблюдения!».

Прогнозы моих коллег-компьютерщиков не всегда сбываются потому, что начальников у нас много. За их страстями и делами не уследишь… Об этом знают все.  И в МВД, и в Генпрокуратуре, и даже еще выше... Знают и молчат…  

- А ты? – спрашивает его наш полномочный представитель.

- А кто такой я, чтобы разевать варежку?! Нужна рука, обладающая реальной властью. Вот я симпатизирую решениям Саакашвили… Вот, например, когда он сидел в Киеве советником у Порошенко. Позвал он к себе главного гаишника города и спросил: «На какие шиши ты терем себе отгрохал и на какие бабки твои дочки гуляют в Европе и занимают люксовые апартаменты в 5-ти звездочных отелях?… Генеральское жалование твое, насколько я знаю, довольно скромное»… Тот заблеял и ушел от него, потеряв свою должность. То есть, халявную кормушку… У нас таких вопросов  не задают… А что касается компьютерщиков, они исполнители. Хозяин говорит «Sür dərəyə!»  они туда и рулят… Работы то и так нет, а после ухода отсюда и с таким скандалом-разоблачением её вообще не найдёшь…

Вот так-то! С ног на голову и в таком положении следует натягивать на себя портки. Оно еще не стало законом. Милли Меджлис что-то медлит. А ГАИ, как всегда, впереди локомотива. Тем более, что в нем, в том заветном и истово продвигаемом ими в жизнь желании,  есть интерес и низших чинов.

Компьютерный шантаж – это пилотаж высокого класса.  Он в сфере влияния высоких чинов. Но и чинам пониже тоже жить надо, а потому внедряемый проект отвечает и их интересам. Им дается право на месте устанавливать правила дорожного движения. Вот письмо, полученное нами буквально на днях. Пишет его водитель-любитель с 10-ти летним стажем Ибрагим Кулиев.

«…Хочу поделиться с ситуацией, с которой я столкнулся. Такое нарочно не придумаешь

09.08.2015 ехал я по привычному мне маршруту от ЦСУ к метро Гянджлик. При повороте с улицы Бакиханова на Гаджибейли в сторону метро "Гянджлик", меня остановил сотрудник дорожной полиции. Помимо меня, он остановил еще машин пять. На удивленный вопрос о причине задержания, сотрудник ГДП сообщил, что я должен был уступить дорогу машинам, двигающимся по улице Сахавата Гулиева (от зверинца в сторону парка Кероглу). На мой протест о наличии знака главной дороги с моей стороны и отсутствии знака "уступи" двигающимся в противоположную сторону, сотрудник ГДП заявил, что эти разрешительные положения утрачивают свою силу при неисправном светофоре. Но светофор действовал. С обоих сторон горел зеленый свет…

Мне никогда в дорожных правилах не приходилось читать подобное. И еще в них, в тех правилах, черным по белому написано: «светофор имеет приоритет», а если он не работает, присутствующий сотрудник ГАИ обязан выполнять роль регулировщика... Чего ни он, не другие не делают. Считают это ниже своего высокого достоинства.

Из объяснения сотрудника ГДП вытекало: дорога на улице Бакиханова становится второстепенной, когда светофор работает, и главной, когда он не работает. Я просил его объяснить мне логику такой ситуации. От объяснений он отмахнулся и выписал штраф в 60 манатов. Почему, спрашивается, в течение 10 лет это правило действовало по одному, а сейчас трактуется по-другому?     

Теперь я в замешательстве и не знаю, как мне относиться к дорожным знакам. Может, просто как к картинкам? Это же нонсенс!

Я уже обратился к Рамизу Зейналову, но уверен, что получу ответ, где меня культурно пошлют куда подальше. Если не поможет, обращусь к Рамилю Усубову. Но если и это не поможет, то уже к господину президенту. Без его вмешательства некоторые чиновники не способны решить даже мельчайшие задачи…»

Не в бровь, а в глаз господин Кулиев! Это еще цветочки. То ли еще будет…