А теперь китайская угроза наша аналитика

Дмитрий Докучаев – специально для haqqin.az

Как сообщает агентство Bloomberg, обвал индекса Шанхайской фондовой биржи за минувшую неделю оказался самым значительным с декабря 1996 года. Фактически за пять торговых сессий капитализация китайских компаний сократилась на четверть. Новости с китайских финансовых рынков заставляют вздрагивать и хвататься за голову инвесторов по всему миру.

И это только начало

Не проходит и дня, чтобы индексы «голубых фишек» на ключевых в КНР биржах Шанхая и Шэньчжэня не падали. На минувшей неделе Центробанк страны - Народный банк Китая влил в финансовую систему 150 млрд юаней (22,4 млрд долларов). Это вдобавок к тем без малого 460 млрд долларов, что были потрачены на антикризисные цели в предыдущие два месяца. А затем принял решение о снижении основных процентных ставок в пятый раз с ноября 2014 года, а также пересмотрел нормативы резервных требований для банков. Однако, как выяснилось, эти меры не помогли стабилизировать ситуацию. С 12 июня, когда индекс Shanghai Composite достиг максимального в текущем году значения, капитализация фондового рынка страны сократилась на 4,5 трлн долларов – это сопоставимо с размером всего рынка акций Японии.

Глобальная катастрофа придет из Поднебесной

Международные резервы КНР на конец июля составляли 3,65 трлн долларов, сократившись на 8% за последние 12 месяцев. По оценкам аналитиков, до конца года резервы будут падать примерно на 40 млрд долларов в месяц из-за интервенций ЦБ Китая на финансовых рынках.

В то же время, по наблюдениям экспертов, китайское руководство осознало: сейчас гораздо важнее стимулировать замедляющуюся реальную экономику, а не спасать фондовый рынок страны. Да, последний велик по абсолютным размерам – 8,2 трлн долларов на конец июля, или 80% прошлогоднего ВВП. Однако он по-прежнему мало связан с реальным сектором. На него, по данным Brookings Institution, приходится менее 5% корпоративного финансирования в Китае. Хотя за минувшее десятилетие инвестиционная активность выросла в разы, владение акциями в Поднебесной – скорее не правило, а исключение (в отличие от США, где более половины населения вкладывает средства в фондовый рынок).

Между тем любые негативные новости из Китая воспринимаются в мире со страхом: многие эксперты даже заговорили о возможности нового глобального экономического кризиса, который на сей раз придет из Поднебесной. Причина подобных ожиданий проста и понятна: интеграция Китая в мировую экономику невероятно глубока, а ее доля на сырьевых рынках огромна. На сегодняшний день на КНР приходится около половины потребления основных промышленных металлов, почти треть – хлопка, четверть – золота и одна восьмая – нефти. Китайская экономика, составляющая 16% мирового ВВП, оказывает мощнейшее влияние на все параметры рынка – от котировок до времени проведения торгов.

Считается, что замедление роста китайской экономики на 1% в год – это снижение на 5% цен на нефть и основные металлы. КНР, между тем, тормозит: рост ВВП замедляется с 7-10% в год до 6%. Экспорт и импорт падают, а пузырь на фондовом рынке сдувается. На очереди сфера недвижимости.

ЕС в китайском круговороте. На очереди СНГ и США

Обостряющиеся проблемы Пекина ставят в критическое положение его главного торгового партнера – Европейский Союз. В прошлом году экспорт из Европы в Поднебесную взлетел до отметки в 148 млрд евро, а общий товарооборот достиг суммарной стоимости, превышающей 1 млрд евро в день. Сегодня этот товарооборот стремительно сокращается. Большие европейские бренды, такие, как BMW и Philips, уже предупредили об угрозах для их бизнеса.

Девальвация юаня, которую активно проводили в последние недели китайские власти, негативно отразилась на валютах других развивающихся государств. Их курсы начали стремительно падать. Это явление распространяется буквально как эпидемия: от России до Бразилии, от Малайзии до Казахстана, от Турции до ЮАР… Экономики развивающихся стран стагнируют, и конца этому процессу не видно.

Наконец, по поводу китайских событий нервно дышат в США. О связи двух рынков красноречиво говорит тот факт, что в «черный понедельник» – 24 августа, который начался с биржевого обвала в Китае, основной американский фондовый индекс Dow Jones потерял сразу 1000 пунктов, пережив небывалое падение. К тому же, надо учитывать, что КНР является крупнейшим держателем казначейских обязательств США. В июне текущего года Китай нарастил вложения в гособлигации США на 1 млрд долларов - до 1,27 трлн долларов. И теперь, ради стабилизации юаня, Поднебесная, по информации Bloomberg, начала массово продавать облигации американского госдолга. Если эта новость найдет официальное подтверждение, под ударом окажется вся американская финансовая система.

Для нефтедобывающих стран, таких, как Россия или Азербайджан, негативное развитие событий в Китае чревато тем, что оно подталкивает нефтяные цены вниз. Логика тут следующая: как известно, Китай – страна, занимающая второе после США место в мире по спросу на «черное золото». И если экономика КНР начнет всерьез буксовать или падать, то спрос этот заметно понизится. Между тем мировой рынок нефти и так переполнен: ежедневное предложение нефти превышает спрос, по июльским данным, аж на 3 млн тонн. Если спрос из-за Китая еще больше упадет, это сильнее подтолкнет баррель к удешевлению.

Ну а если так и случится и стоимость нефти уйдет куда-то к уровню 30 долларов за баррель, это станет новым тяжелейшим ударом по бюджетам наших стран и в целом по их экономическим перспективам. Наверняка при таком развитии событий рубль и манат ждут новые девальвации, а бюджетные расходы Москвы и Баку – болезненные сокращения.

Чему быть – того не миновать

Китайская экономика в XXI веке бурно развивалась сама и исправно играла роль «локомотива» для всей мировой экономики. Теперь этот «локомотив» оказался в процессе торможения, и никто не знает, насколько резким и болезненным оно получится.

Однако при неблагоприятном сценарии мало не покажется никому – ни самому «локомотиву» (Китаю), ни его «вагонам» (начиная с крупнейшего – США и заканчивая самыми мелкими). Если штормовой ветер из Поднебесной поднимет новую волну мирового финансового кризиса, то предыдущая кризисная волна – 2008-2009 годов – покажется на этом фоне легкой рябью.