Москва подогревает Каспий взгляд из Европы

Иван Преображенский, специально для haqqin.az

Азербайджан присоединился к российской операции по Сирии. Пока, правда, только усилиями российских пропагандистов, которые сообщали, что командовал ракетным обстрелом сирийской территории с Каспия этнический азербайджанец, капитан II ранга Вусал Мириев. Этот символический жест лишний раз подтверждает, что Москва не отказывается от идеи включить Азербайджан в сферу своего влияния и так или иначе использовать азербайджанскую территорию в своей операции в Сирии.

Главным событием последних дней в каспийском регионе однозначно стало подключение к операции в Сирии российской военной флотилии. Министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил в среду на встрече с президентом России Владимиром Путиным, что накануне ночью четыре корабля Каспийской военной флотилии (что важно отметить — постройки 2012-2014 годов) нанесли удар 26 крылатыми ракетами большой дальности «Калибр» по 11 целям в Сирии. Это было первое в истории российской армии боевое применение крылатых ракет большой дальности морского базирования.

Дав команду на ракетный обстрел баз ИГ с моря, как сообщает Минобороны РФ, через территорию Ирана и Ирака, Москва продемонстрировала, что является главной военной силой в регионе. Правда, нельзя назвать эту акцию прямой угрозой какой-то конкретной стране. Кремль, в первую очередь, испытывает в боевых условиях новые вооружения, пользуясь сирийской войной как поводом. И только во вторую - напоминает соседним странам о реальном соотношении военных сил.

Для Армении и Азербайджана в настоящий момент - это серьезное напоминание о том, что Москва не хочет размораживания карабахского конфликта и обладает достаточными силами для того, чтобы «принудить к миру» любое из государств на Кавказе.

Если же говорить отдельно об Азербайджане, то на него Россия сегодня активно оказывает давление, стремясь включить в зону своего приоритетного влияния, из которой официальному Баку удалось в свое время выйти. Баланс сил тогда был другой, а заинтересованность США и ЕС в каспийской нефти и местном газе казалась заметно выше. Теперь же ситуация изменилась.

Во-первых, ни Вашингтону, ни Брюсселю сейчас, похоже, не до Азербайджана — у них хватает других проблем. Во-вторых, Баку демонстрирует, что сам готов идти на обострение отношений с Евросоюзом и считает критику в свой адрес необоснованной. В-третьих, военная мощь России в регионе серьезно возросла. Наконец, в-четвертых, из-за операции в Сирии и резкого ухудшения отношений с Турцией Кремль крайне заинтересован в лояльности со стороны Азербайджана, который удобно было бы использовать в качестве перевалочной базы во время сирийской операции. Именно такой может быть задача-минимум для России в ее нынешней военно-политической игре с Азербайджаном.

Весьма показательно, как активно идет и восстановление экономических связей России с Азербайджаном. Совсем недавно возобновились поставки природного газа, прежде приостановленных. Теперь же они возобновились в рамках договора между AzMeCo (Азербайджанский метаноловый завод) и российской компанией «Газпром экспорт» (дочка «Газпрома») о поставках 2 миллиардов кубометров природного газа в год. В связи с этим представитель «Газпрома» уточнил, что контракт был заключен сроком на пять лет с возможностью продления.

Практически параллельно появились и слухи о намерении Азербайджана вступить в Евразийский экономический союз. Армения, которая является членом этого объединения, такую возможность, разумеется, категорически отрицает. Но понятно, что если такое решение примет Россия, и ей удастся убедить в его экономической эффективности Казахстан и Белоруссию, то инструменты для политического воздействия на армян наверняка будут найдены.

Таким образом можно сказать, что Москва видит для себя окно возможностей на Кавказ и стремится его активно использовать. Вопреки распространенному и в Азербайджане, и в Армении убеждению, Кремль сейчас вовсе не заинтересован в обострении азербайджано-армянских отношений и размораживании карабахского конфликта. Москва преследует в регионе совсем другие цели. А если и стимулирует небольшой разогрев карабахского конфликта, то с единственной целью — играть на противоречиях Армении и Азербайджана с целью повысить свое влияние на них.