«Баимовщина», или психологический портрет посредственности

Акпер Гасанов

Жизнь  нередко преподносит различные сюрпризы, состоит из непонятных зигзагов и возносит  на пьедестал тех, кто ни по каким параметрам не заслуживает права на нем находиться. Так произошло и с Эльнуром Баимовым - «героем» моего сегодняшнего рассказа.

Мечты карьериста

Начну с того, что любящий менторски рассуждать о состоянии отечественной журналистики, Эльнур Баимов  имеет на то основания едва ли большие, чем попугай - возмущаться тем, что его не понимают люди. Сам Эльнур утверждает, что он какое-то время  – с 1993 года - работал журналистом». Более того, по его словам, происходило это в газете «Зеркало». Формально, может, так оно и было. Но, парадокс состоит в том, что ни одной аналитической статьи и даже информационной заметки Баимова никто не помнит. В том числе и главный редактор газеты «Зеркало» Эльчин Шихлинский, который был весьма удивлен, когда я ему впервые сообщил о «зеркальском» прошлом Баимова.

Незаметность нашего «героя» в качестве журналиста, творческой личности, вовсе не удивительна. Ведь он же не статьями стремился выделиться. Он использовал любую возможность лишь для того, чтобы подняться вверх по чиновничьей лестнице. Не наказуемо, конечно. Только вот специфика данной ситуации состоит в неистребимом желании Баимова и чиновником стать высокопоставленным, и человеком творческим, и заодно прослыть далеким от каких-либо амбиций.

Так, одно время он очень хотел работать в МИД Азербайджана. Козырял дипломами и слезливо заявлял о том, что «МИД был страшно коррумпирован, и я, как выходец из простой семьи, не мог рассчитывать на нормальную карьеру в этом ведомстве».

Каков финт? Согласно логике Баимова, уровень коррупции в том или ином отечественном ведомстве нужно оценивать по степени готовности этого ведомства принять Эльнура в свои ряды. О том, что любая «корочка» должна подкрепляться реальными знаниями, он не задумывался. Мешали чувство зависти и непомерные амбиции.

Они взнуздали его настолько, что Баимов, оставив сферу страхового бизнеса, начал тыкаться в различные политические партии. Цель была поставлена совершенно очевидная – стать высокопоставленным чиновником. Любой ценой. В итоге, Баимов успел побывать и в стане оппозиции, и в рядах Партии демократических реформ Асима Моллазаде.

«Отдельным особняком»

От ПДР он и выдвигался  на выборах в Милли Меджлис 2005 года. О, это надо было видеть! Еще будучи только кандидатом в депутаты, он позволял себе повелительные нотки в разговоре с  окружением.

Я в это окружение никогда не входил, что могут подтвердить все те, кто работал на «Day.az», о котором я еще расскажу. Никаких эмоций, кроме иронии по отношению к себе, Баимов во мне не вызывал.

Теперь же я испытываю к нему еще и чувство жалости. Иного и не заслуживает тот, кто пытается казаться тем, кем не является в реальности, и чьи амбиции во много раз превышают его способности и уровень интеллекта. Утверждаю это с полным основанием. И в качестве доказательства приведу всего два примера, демонстрирующие реальный уровень интеллекта Эльнура Баимова.

Первый имел место в 2005 году, накануне выборов в Милли Меджлис. Озвучивая очередное свое предвыборное интервью, Баимов изрек: «Отдельным особняком стоит кандидатура Фуада Мурадова».

Лишь после долгих объяснений, Эльнур  согласился с тем, что бывает либо «отдельно», либо «особняком». Хотя, я не удивлюсь, если узнаю, что он и по сей день использует словосочетание «отдельным особняком».

«Овод» Владимира  Войновича

Расскажу и о втором «перле» Баимова. В октябре 2006 года я сделал эксклюзивное интервью с  великим русским писателем и драматургом Владимиром Войновичем. Его роман «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» является одним из моих любимых произведений, и потому легко понять, почему я радовался, что на Day.az появится интервью с ним.

Литературные вкусы Баимова были несколько иными. Это – нормально. Но ненормально, когда человек, именующий себя главным редактором интернет-СМИ, не дает выйти интервью с великим писателем на том лишь основании, что он… его не знает.

Да, Эльнур признался, и тому есть свидетели, что он не знает, кто такой Владимир Войнович. Более того, он после мучительных воспоминаний изрек: «Это тот, который «Овод» написал?».

Профессия журналиста приучает быть готовым ко всему, но этот ответ  меня поразил. Вынужден был объяснить Баимову, что «Овод» написал не он, а она. Что Владимир Войнович и Этель Лилиан Войнич, так уж получилось - совершенно разные люди.

Да, помню, я еще спросил у Эльнура, как он себе представляет эксклюзивное интервью, которое я в 2006 году сделал с писательницей, которая скончалась в 1960 году?

Вместо ответа я увидел привычное грустное выражение лица человека, словно всю жизнь решившего поражать всех сходством с героем ранних комических миниатюр Геннадия Хазанова. С таким же выражением лица Баимов позже восседал в жюри Национальной книжной Премии.

Признание творческой импотенции 

Сообщу еще кое о чем. Я являюсь автором практически всех интервью с Эльнуром Баимовым. Причем, в подавляющем большинстве случаев, и вопросы и ответы писались мною без реальной беседы с Эльнуром. Ну не может человек даже отвечать нормально, что тут поделаешь?!

Кроме того, я являюсь автором и подавляющего большинства статей, под которыми красуется имя Эльнура Баимова. В том числе и тех, что посвящены памяти Анара Мамедханова - человека, который за руку привел Баимова в большую журналистику, но оказался не в силах был научить его писать или хотя бы отвечать вразумительно на вопросы.

Приведу всего один пример. Статья под названием «Неповторимость – удел Личности: полгода без Анара Мамедханова» написана мною. Из уважения к памяти Анара. А Баимов, не стыдясь, поставил под ней подпись, и год за годом выставляет эту мою статью, выдавая ее за собственный труд.

И эта готовность приписывать себе несуществующие таланты и заслуги других людей – более чем очевидное признание Баимовым собственной творческой импотенции, своей случайности в профессии журналиста.

Профессии, которая может обеспечить ему в итоге доступ к самом высокому чиновничьему креслу, но которая не в состоянии сделать из мелкого интригана и распространителя лживых слухов честного и порядочного человека.