Россия и Турция дерутся, а у Азербайджана голова болит наша реакция

Тофик Аббасов

С недавних пор активность Турции в контексте карабахской проблемы привлекает к себе интерес. Политические лидеры страны периодически озвучивают заявления, подчеркивая неформальное отношение к кризису. Особенно выделяется премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу, который за последние месяцы несколько раз упомянул об ожиданиях в связи с карабахским урегулированием.

Если разобраться в сути его заявлений, то можно вывести такой знаменатель – карабахская проблема остается приоритетом для Анкары, и в ее реализации у нее имеются рычаги воздействия.  

Так ли это на самом деле, и насколько Турция, которая с головой погрузилась в большой региональный пазл со многими неизвестными, располагает возможностями для реализации плана, отвечающего интересам официального Баку, и насколько он согласован с Азербайджаном?

Невостребованная инициатива

Нет ни малейшего резона ставить под сомнение позицию братской страны, которая является испытанной союзницей Азербайджана, немало сделавшей для наказания агрессора в регионе. Блокада Армении – это совместный проект Азербайджана с Турцией, являющийся адекватным ответом не только нарушителю международного права, но и всему сообществу, которое беспардонно замалчивает вопиющее поведение нерадивого субъекта на Кавказе.    

Не имеет смысла также детально напоминать о глобальной пользе совместных энергетических, транспортно-коммуникационных и прочих проектов, которые стали реальностью благодаря слаженным действиям Баку и Анкары. Политический союз двух стран – бесспорный феномен международного значения, и политики высокого уровня воспринимают союз Азербайджана и Турции как данность, которая заставляет с собой считаться.

Но даже на фоне столь благоприятных и многообещающих перспектив союзничества Азербайджан и Турция – это суверенные государства, подходы и видения по региональным, глобальным проблемам которых необязательно должны совпадать. Собственно, есть вопросы, где взгляды сторон разнятся, и это вполне естественно с точки зрения общепринятой практики союзничества.  

В карабахской проблеме Анкара всегда поддерживала справедливые требования Азербайджана, и эта поддержка будет иметь место в будущем. Однако в складывающихся непростых региональных условиях, когда идет интенсивное накопление взрывоопасного потенциала, политикам в проблемных направлениях следует оперировать приемами деликатной дипломатии и не оставлять за собой шлейф негатива.  

Последние инициативы турецкого премьера, сделанные в его стране, в Киеве, вызвали неоднозначную реакцию. А отдельные детали озвученных подходов и вовсе выпали из контекста политического такта, породив немало резонных вопросов.

Возьмем, к примеру, последнее заявление А.Давутоглу о том, что именно Турция станет гарантом решения карабахской проблемы – он вызвал огонь критики на себя. Ну, ладно, если бы на этом все вышло.

В Киеве он и вовсе позволил себе идеологический китч, обвинив Россию в «нежелании надавить на Армению и освободить Карабах». Почему-то он не упомянул США и Францию, которые не меньше потакают Еревану в его экспансионистских порывах.

Ясно, как божий день, что А.Давутоглу воспользовался обстоятельствами времени и действия, как-никак отношения Киева и Москвы далеки от идеала, и турецкий премьер подыграл аудитории, подверженной соблазну всеми возможностями насолить российским интересам.

Но если вспомнить, что отношения Анкары с Москвой тоже вот уже несколько месяцев находятся в коматозном состоянии и стороны не упускают момента, чтобы нанести урон конкуренту в холодной войне, А.Давутоглу, злоупотребив союзническим доверием Баку, разыграл партию дружбы со стратегическим партнером против России.

Обязательно ли было в порыве азарта разыгрывать карабахскую карту, да еще и в столь откровенной манере? Не является ли это попыткой вбить клин в российско-азербайджанские отношения? Российская сторона тут же отреагировала – «скорее, да!» Именно с таким заявлением выступил МИД России.  

К слову сказать, у официального Баку нет проблем с выбором союзников. А история отношений с Москвой и Анкарой показывает, что два этих полюса для Азербайджана одинаково важны, и они никак не исключают друг друга в общем спектре внешней политики.

«Нет» методу проб и ошибок

После сделанных заявлений А.Давутоглу не только подвергся критике, но и нашел поддержку. Его мысли оказались как маслом по сердцу некоторым деятелям и аналитикам, которые не преминули отдать должное политической поддержке премьера близкой страны.   

Каждый видит и оценивает со своей колокольни, но в непростых моментах политического действия необходимо руководствоваться трезвым и здравым расчетом, а не эмоциями. Вдаваться в стихию затасканных сентенций о непреходящем значении общей тюркской сущности, единства - удел обывателя, и никак не тех, кто причисляет себя к группе серьезного уровня.

В профессиональной политике каждая страна выступает в пользу своих интересов и приоритетов, отстаивает те принципы, на базе которых выстроена его концепция национальной безопасности и доктрина внешней политики.

Тюркское единство – бесспорная и очень влиятельная в глобальной сфере культурно-цивилизационная парадигма, которая заставляет с собой считаться. Но она не может отождествляться с суперполитической общностью. И ни в коем случае не правомерно укладывать формат азербайджано-турецких отношений в конструкцию несуществующих (мифических) геополитических блоков.

Такие попытки были и будут, непрофессиональные, а если более точно, самодеятельные попытки отдельных сил, старающихся выдать желаемое за действительное, только и делают, что затуманивают атмосферу межгосударственных отношений, подпитывая их подозрениями и ложными представлениями…