Еще одна победа Алиева… и Саргсян уходит в дом Тер-Петросяна по горячим следам

Юсиф Алиев

Обратите внимание на хронику событий. Давайте выстроим все последние события в одну хронологическую цепочку, чтобы осознать весь характер новой истории, которая вершится на наших глазах.

Итак, президенты Азербайджана и Армении получают приглашение на вашингтонский саммит ядерной безопасности. Визит С.Саргсяна и его участие на этом саммите не вызывает столь широкого резонанса. Другое дело – приглашение И.Алиева. После затяжной холодной войны с Западом, сопровождавшейся жесткими взаимными обвинениями вплоть до угрозы принятия санкций, приглашение И.Алиева в Вашингтон вызывает грандиозный интерес во всех политических центрах, пристально отслеживающих ситуацию на Южном Кавказе. Больше всего вопросов возникает в Кремле, который поспешил занести Азербайджан в ряд стран, вошедших в российскую орбиту политического влияния.

И.Алиева принимают в США помпезно и с большими почестями. И руководство ведущей мировой державы не скупится на дифирамбы и похвалы на встречах с лидером страны, которая еще несколько месяцев назад подвергалась перманентной и безжалостной обструкции всего Запада.

Обама называет Азербайджан самой стратегически важной для Вашингтона страной в регионе. А Керри идет еще дальше, заявляя о полной поддержке территориальной целостности Азербайджана и его суверенитета над спорным Карабахом. И.Алиев проводит многочасовые переговоры с влиятельными членами правительства во главе с вице-президентом Джо Байденом. Круг обсуждаемых вопросов охватывает именно два концептуальных тезиса из американской повестки дня в Азербайджане – энергетику и безопасность...

Все внимание концентрируется именно на встречах и переговорах И.Алиева. Москва, затаив дыхание, скрупулезно отслеживает встречи и переговоры азербайджанского президента. О Саргсяне никто не вспоминает, он вне игры, ибо этот президент вместе со своей страной легко предсказуемы, закабалены, ибо добровольно приняли статус форпоста региональной державы.

И вдруг за один день до возвращения президентов на родину, в Карабахе вспыхивает самая настоящая война. Неожиданная война становится полнейшим сюрпризом как для Алиева, так и Саргсяна. Они спешно возвращаются, созывают Совбезы и силовиков, выступают с взаимными обвинениями.

Вызвать в Карабахе новую войну так же легко, как и нажать на спусковой крючок оружия и произвести выстрел. Азербайджанская армия бросается в контратаку, обращая в бегство противника, застигнутого врасплох. Азербайджан применяет всю мощь своего новейшего стратегического вооружения, включая тяжелую огневую систему, дроны и другое самое современное оружие. Канонада артиллерийских залпов из Азербайджана заглушает протесты мизерного населения Карабаха, которое осталось в этом разоренном уголке только потому, что ему уже больше некуда бежать. Кто мог, давно покинул эту разрушенную войной и хищническим грабежом местных князьков многострадальную землю.

Армении приходится отвечать допотопным списанным вооружением советской армии. Азербайджан неудержимо рвется в бой, пытаясь воспользоваться историческим шансом и освободить как можно больше захваченных сел и районов, как в низменной, так и нагорной части Карабаха.

Курок нажат, пуля-дура вылетела из дула – все попытки мировых игроков вернуть обе стороны на исходные позиции, и в первую очередь Азербайджан, терпят крах. Наконец, Москва усаживает двух начальников Генштабов за один стол и вынуждает подписать соглашение о новом перемирии. Азербайджан останавливается, вернее, вынужден остановиться, хотя 5 апреля лучшие подразделения азербайджанской армии входят в Мадагис – один из стратегически значимых населенных пунктов Нагорного Карабаха. Оттуда до Саргсангского водохранилища почти рукой подать. Но Азербайджан останавливают. Что дальше?

А вот дальше происходит не менее интересное, точнее то, что планировалось до визита Ильхама Алиева в Вашингтон. В Баку появляются один за другим люди из окружения Путина – Лавров, затем Медведев, потом Рогозин… Более того, Москва анонсирует визиты и других высокопоставленных россиян – Патрушева, Шойгу. Именно в Баку Лавров объявляет о том, что Путин приглашает Алиева в Москву. Самое примечатеьное в этой немаловажной хронологической цепочке (внимание!!!) – визит Лаврова и Рогозина в Баку был запланирован еще до вашингтонского вояжа и активных боевых действий в Карабахе.

Не успев оправиться от ударов, полученных во время боев в Карабахе – мало ли, сотни цинковых гробов и тяжело раненых армянских солдат отправляют во взрывоопасный электромайданный Ереван, который еще полгода назад создал серьезные проблемы карабахскому клану, - Саргсян получает еще один удар!

В Баку Рогозин открыто заявляет о том, что Кремль продолжит поставку современного вооружения в Азербайджан. Можно представить выражение лица Саргсяна и его окружения в те минуты, когда эхо заявления Рогозина доносилось до Еревана. Саргсян еле оправился после недавней имиджевой потери – президенты Беларуси и Казахстана отказались ехать в Ереван на заседание Евразийского союза сразу же после обострения ситуации в Карабахе. Униженному армянскому президенту пришлось со скрежетом в зубах высказать свое недовольство Медведеву.

Но это - полбеды. Медведев из Еревана прямиком направляется в Баку, после долгих переговоров с Алиевым громогласно заявив, что Азербайджан и Армения равноценны для России. Еще одна пощечина! Чуть ранее довольный результатами переговоров Лавров намекает на возможность вступления Азербайджана в Евразийский союз и ОДКБ, и намекает на некий готовый документ по карабахскому урегулированию. Аналитикам и экспертам приходится додумывать, вспоминая казанские принципы – идентичные мадридским, от которых, кстати, и отказался Саргсян, и которые подразумевают поэтапное урегулирование карабахской проблемы.

Более того, по информации из компетентных источников, близких к администрации России, становится известно, что все высокопоставленные лица из окружения Путина уезжают из Азербайджана вполне довольными, намекая на политический успех.

Саргсян терпит еще одно поражение. На сей раз - политическое. Вслед за унизительным поражением в короткой войне, Армения получает ощутимый удар от своего стратегического союзника и почти полновластного хозяина региона.

Кремль понимает, что без Азербайджана ему будет довольно сложно удержать свое геополитическое влияние на Южном Кавказе, особенно после неожиданного, но закономерного сближения Баку с Западом, и в первую очередь, с США. На кону судьба крупнейшего энергетического проекта – Южного газового коридора, который имеет, судя по высказываниям Керри, судьбоносное значение для Вашингтона. Кроме этого, появился и фактор российско-турецкого противостояния, и от отношения, симпатий и ориентиров Азербайджана в новой геополитической ситуации зависит немалое.

Последние 10 дней коренным образом изменили геополитический расклад на Кавказе. И Кремль начинает усиленное давление на Ереван, чтобы склонить и вынудить его к компромиссам на переговорах по Карабаху. Разыгрывая новую шахматную партию, Алиев понимает, что Азербайджану выпал беспрецедентный исторический шанс изменить статус-кво. Как же им не воспользоваться?

От выбора Азербайджана зависит гарантированность стабильного будущего на южных рубежах России. Возникла новая ситуация, при которой сохранение статус-кво в Карабахе представляет угрозу в первую очередь интересам самой России. Пушки, нацеленные на Степанакерт, могут заговорить в любую минуту. И все понимают – Алиев не шутит!

И вот в этой непростой и совершенно новой геополитической ситуации происходит немыслимое – Саргсян появляется дома у заклятого врага правящего в Армении карабахского клана, экс-президента и лидера прозападной партии Левона Тер-Петросяна. Представляете? Налицо – неприкрытый шантаж.

В неожиданном появлении Саргсяна дома у Л.Тер-Петросяна в Москве узрели ультимативный знак. Ирония судьбы – ведь именно глава спецслужб Армении Серж Азатович Саргсян принимал самое непосредственное участие в свержении первого президента Армении Л.Тер-Петросяна, призвавшего в 1997 году армянское общество к компромиссам и деоккупации низменного Карабаха. Именно Серж Азатович Саргсян вместе с Кочаряном, Вазгеном Саркисяном и другими представителями пятой российской колонны, торпедирующими успешные достижения на переговорах Гейдара Алиева и Тер-Петросяна, обвиняли армянского президента в предательстве и сдаче Карабаха, за который они проливали кровь.

А может, Саргсян отправился к Тер-Петросяну, чтобы отдать дань уважения политику, который пророчески предсказал сегодняшнюю ситуацию, в которой оказалась доведенная политикой провинциального карабахского клана до нищеты, разорения и порабощения нынешняя Армения?

Ведь еще в 1997 году Тер-Петросян открыто и честно, не опасаясь обвинений в предательстве и быть непонятым собственным народом, доведенному эйфорией сиюминутной победы до исступленного состояния, уверял – Армения победила лишь в одном бою, но война еще впереди! Что Армения будет изолирована, немощна в экономическом отношении, колонизирована метрополией и будет неспособна поставить на колени Азербайджан!

В 1997 году Тер-Петросян говорил то, что спустя 20 лет будет провозглашать президент И.Алиев. Почитайте вот этот отрывок из знаменитой статьи президента Тер-Петросяна «Война или мир. Пора стать серьезнее»«Вопрос должен быть решен только и только путем мирных переговоров, сохранять долгое время статус-кво невозможно, потому что этого не позволят ни международное сообщество, ни экономические возможности Армении; Карабаху и Армении невыгодна неурегулированная ситуация, потому что это существенно препятствует экономическому развитию Армении, а значит, и Карабаха. Отрицание компромисса и максимализм являются самым коротким путем к усугублению ситуации в Армении и полному краху Карабаха… Избранный мною путь обеспечит эту перспективу. Армения и Карабах сегодня сильны как никогда, но без урегулирования через год-два они станут несравнимо слабее. О том, что мы отвергаем сегодня, в будущем нам придется просить – как многократно происходило в нашей истории… Компромисс в какой-то мере удовлетворит все стороны, но в полной мере не удовлетворит никого. Президент Алиев будет представлять это как победу Азербайджана, я попытаюсь представить как победу Армении. Азербайджанская оппозиция сочтет, что Алиев предал и продал Карабах. Армянская оппозиция будет считать, что предал и продал я».

Азербайджанское общество оказалось гораздо мудрее, ибо президента Гейдара Алиева никто в предательстве не обвинил, а вот правительство армянского президента во главе с Кочаряном и Саргсяном бросили все силы на свержение Тер-Петросяна. И новая команда, выпестованная из полевых командиров, пошла по совершенно иному пути, обрисованному Тер-Петросяном – они завели Армению в тупик, изоляцию, экономическую лихорадку.

Результат – налицо, Армения, кичившаяся своим военным превосходством во время первой карабахской войны, была доведена до такого распада и кризиса, что вышла против азербайджанской армии с грудой металлолома советской армии и степанакертскими стариками-ветеранами, которые, как и 20 лет назад, оказались вовлечены в новую военно-политическую авантюру.

История доказала правоту суждений, политическую мудрость и истинный патриотизм Тер-Петросяна, пытавшегося из последних сил спасти свой народ от неминуемой катастрофы. Но почему же Саргсян появился в доме у своего политического противника – просить помощи либо признать свою историческую ошибку? А может, показать Кремлю, что в случае продолжения политического давления он может сдать власть прозападным силам, которые и лишат Россию форпоста на Кавказе?

Очень трудно пока ответить на эти вопросы. В самое ближайшее время нам станут известны истинные мотивы тайного, если не сказать рокового и сакрального появления Саргсяна в доме у своего давнишнего политического врага.

Но сегодня можно констатировать главное резюме последних 10 дней, которые перевернули кавказский регион – пророчество Тер-Петросяна сбылось: Армения настолько ослабла, что будущее армян в Карабахе под очень большим вопросом и это открывает путь к политическим победам Азербайджана! Ждать осталось не так долго…