Олжас Сулейменов: «Прежние руководители Азербайджана допустили колоссальные ошибки» эксклюзив

Беседовал: Заур Расулзаде

«Мир не может долго мириться с ситуацией вокруг Нагорного Карабаха», - ясно и однозначно сказал на недавней пресс-конференции знаменитый Олжас Сулейменов – легендарный поэт, литературовед, общественный и политический деятель Казахстана, а в последние десятилетия еще и талантливый дипломат. О принадлежности Карабаха Азербайджану он не раз заявлял с самых высоких международных трибун. Невозможно забыть его горячую и в то же время очень убедительную речь о карабахской проблеме на Съезде народных депутатов СССР в 1991 году, острые споры писателя с Горбачевым на эту же тему.

Карабах в центре внимания Сулейменова и сегодня, о чем свидетельствует его беседа с корреспондентом haqqin.az.

первых дней карабахского конфликта вы были солидарны с Азербайджаном. Как вы думаете, в самом начале можно было остановить это противостояние?

- В то время не то что потушить, но и разжигать не надо было этот конфликт. Он начался с попустительства тогдашнего руководства СССР во главе с Горбачевым, и с тех пор так и продолжается. То есть, уже несколько поколений азербайджанцев и армян живут с этим конфликтом. Хотя если бы тогдашнее руководство СССР проявило решительность, то сколько невинных жизней можно было спасти.

Кроме того, если бы к власти в Азербайджане Гейдар Алиев вернулся раньше, думаю, этот конфликт вообще не произошел бы. Горбачев отправил Алиева на пенсию вместо того, чтобы направить в республику для предотвращения конфликта. А ведь у него был огромный опыт управления государством, которого не имели тогдашние руководители Азербайджана. Все это и привело к таким трагическим событиям, которые мы имеем до сих пор.

- То есть, вы считаете, что руководство Азербайджана тех лет не дотягивало до определенного уровня, а потому в карабахской войне есть и его вина?

- Ваши прежние руководители допустили колоссальные ошибки. Я им тогда неоднократно говорил, что Азербайджан ждет беда, но они не прислушались. Если бы хоть немного реалистичнее подошли тогда к нарастающим проблемам, многое можно было бы предотвратить.

Вот ваш президент Эльчибей, может, и был хорошим человеком, но своими антироссийскими и антииранскими заявлениями он многое испортил. В Карабахе тогда, я помню, на стороне Азербайджана воевали русские военные, которых после развала Союза попросили со службы. Они приехали в Азербайджан и хотели трудоустроиться у вас. То есть, если бы у россиян было плохое отношение к Азербайджану, эти ребята никогда не воевали бы за вас.

- А за что Эльчибей их разогнал, знаете?

- Что было с ними потом, не знаю, но антироссийская риторика Эльчибея многое поменяло. Помню, в июне 1993 года я приехал в Баку и привез целый самолет детского питания, а заодно попросил азербайджанского президента не нагнетать обстановку, прекратить антироссийскую и антииранскую риторику.

Сказал  буквально: «Абульфаз, все эти твои заявления не идут на пользу Азербайджану». А еще мои российские друзья попросили, чтобы я поговорил с ним о пяти русских солдатах, которых Азербайджан взял в плен и приговорил к смертной казни.

Так Эльчибей ответил: «Олжас, не могу, в дела суда вмешиваться не имею права, тем более что эти солдаты нарушили законы Азербайджана…» Тогда я попросил его помиловать их своим указом как глава государства. Я тогда уехал из Азербайджана, можно сказать, ни с чем, но позже узнал, что все пять солдат все-таки были возвращены в Россию. А можете себе представить, что началось бы, если бы Азербайджан все же применил смертную казнь в отношении этих российских военнослужащих?!

- Может, Эльчибей как идейный националист, опасался возрождения Российской империи?

- А Россия всегда была империей, еще со времен Петра. Россия была более продвинутой и ближе к Европе, чем вся остальная часть Евразии. Поэтому она всегда чувствовала себя уверенно в этом окружении.

- А как сейчас вести себя Казахстану, Азербайджану, Украине и другим бывшим советским республикам по отношению к России?

- По формуле, которую мы предлагаем давно: от зависимости к независимости, в которой мы ныне живем, к взаимозависимости. Постепенно нам нужно использовать эту эпоху независимости к подготовке эпохи взаимозависимости.

- А что, например, делать Азербайджану, если российские СМИ порой переходят все границы, освещая события в нашей стране и в зоне карабахского конфликта?

- Вот когда я говорю, что мы должны воспитывать в наших народах идею взаимозависимости, то имею в виду именно то, что никто ни на кого не должен смотреть свысока.

Иначе мы все время будем в зависимости или в абсолютной независимости, то есть в самоизоляции. На нашим народам надо идти навстречу друг другу и протягивать друг другу руки.

- Как вы знаете, в Карабахе вновь эскалация напряженности. Как вы думаете, почему Армения провоцирует на продолжение войны?

- Президент Ильхам Алиев буквально вчера опять напомнил в своей речи, что уже более 20 лет не исполняются решения ООН по Карабаху. О чем это говорит? Или что эта международная организация не уважает свои же решения, или что у нее недостаточно авторитета и полномочий, чтобы прекратить эту оккупацию.

То есть, своим бездействием ООН развязывает руки входящим в эту организацию странам: мол, решайте свои проблемы сами. А для чего тогда нужна ООН, ведь ее создавали с тем, чтобы не допускать войн, конфликтов, оккупаций. ООН должна выполнять свои обязанности, а не взирать на такие конфликты молча.

- Вы являетесь одним из основателей ТЮРКСОЙ и всегда были сторонником тюркского единства. Как по вашему, последний кризис в отношениях между Россией и Турцией нанес ощутимый урон всем их совместным проектам?

- Еще какой. Дважды после этого кризиса я бывал в Турции и видел, как обострение отношений с Россией влияет на страну. Летал и в Москву, и там отчетливо видно, как это сказалось на России.

Миллионы русских лишились возможности отдыхать на турецких курортах, где доступные цены и качественное обслуживание. Такого туризма пока ни в Европе, ни в Азии не было. Я был послом в Италии, но лучшего туризма, чем в Турции, нигде нет. Поэтому эти страны должны срочно восстановить свои добрые отношения.

- А вы могли бы стать посредником? Вас уважают как в Турции, так и в России, и почему бы вам не поговорить о ситуации с Эрдоганом и Путиным?

- Обе страны пострадали из-за этого кризиса. Вот недавно на пресс-конференции Путин заявил, что Россия относится к туркам как к братскому народу, и это означает, что появилась хоть какая-то надежда на восстановление отношений. С другой стороны, лично я могу поговорить с Эрдоганом на эту тему. Скажу, что, безусловно, произошла глупость, но уверен, что ситуация поправима.