Армения переходит от слов к делу: химическая атака на Азербайджан

Отдел политики

От словесных угроз применить оружие массового поражения в карабахской войне Армения, похоже, перешла к прямому действию, использовав против мирных жителей Азербайджана химическое оружие. Накануне в прифронтовом селе Аскипара Тертерского района обнаружен запрещенный международными конвенциями боеприпас с белым фосфором.

Нашли его саперы Азербайджанского национального агентства по разминированию территорий (ANAMA), очищающие от мин и неразорвавшихся боеприпасов земли, где шли бои.

Министерство иностранных дел Азербайджана сразу же довело факт применения Арменией особо опасного химического оружия до сведения аккредитованных в Азербайджане военных атташе зарубежных посольств. Более того, совместно с Министерством обороны страны МИД организовал поездку военных атташе в село Аскипара, где найден фосфорный снаряд. В поездке принимали участие и представители посольства Германии - страны, которая председательствует в этом году в ОБСЕ.

Для справки

Белый фосфор использовался американскими войсками во время войны во Вьетнаме. Им начинялись напалмовые зажигательные авиабомбы. Белый фосфор вызывает страшные ожоги при попадании на кожу. Кроме того, данное вещество является ядовитым. Смертельная доза для человека составляет 0,05-0,15 гр.

Комментируя haqqin.az факт использования армянской армией запрещенного международными конвенциями оружия, директор Института катализа и неорганической химии Академии наук страны академик Дильгам Тагиев назвал этот шаг Армении преступлением.

Отметив, что впервые химическое оружие было применено в  Первую мировую войну, и с тех пор считается одним из самых страшных угроз человечеству, академик пояснил, что отсутствие возможности точно спрогнозировать направление ветра является существенной опасностью и для того, кто решил его применить, и для поселений вокруг, то есть для мирных жителей.

Невозможно точно предугадать, в какую сторону и с какой скоростью будет перемещаться облако с отравляющими веществами и кого оно накроет. Химикам, в том числе и армянским, считает Д.Тагиев, вместо того чтобы разрабатывать это страшное оружие, лучше бы вносить свою лепту в создание нужных человеку материалов и лекарств. Что же касается белого фосфора, то это одно из очень ядовитых веществ, которое вызывает ожоги и оказывает на человека психотропное воздействие. Из-за тяжелых последствий боевое применение фосфорных боеприпасов было запрещено Женевской конвенцией 1980 г. 

Офицер химической службы Минобороны полковник-лейтенант Мустаджаб Нияров объяснил, что белый фосфор применяется для снаряжения авиационных бомб, кассетных боеприпасов авиации, артиллерийских снарядов, мин, а также в смесях.

При взрыве такого боеприпаса происходит дробление фосфора на куски, которые самовоспламеняются на воздухе, образуя облако белого дыма. В свое время некоторые страны модернизировали это оружие, разместив куски белого фосфора в каучуке, что усилило поражающий эффект, так как каучук намертво пристает к человеку или сооружению, а фосфор горит до полного сгорания. Применение оружие, содержащего белый фосфор, в местах скопления гражданского населения запрещено международной Конвенцией о запрете или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие.

Так все же, есть ли в арсенале армянской армии такие боеприпасы или появление такового в прифронтовой зоне Азербайджана просто попытка запугать, деморализовать азербайджанских солдат и население? Сведений о том, было ли такое оружие в Советском Союзе, производят ли его сейчас где-либо на постсоветском пространстве, нет или они засекречены.

Известно только, что в СССР в 1943 году была принята на вооружение 120-мм мина ТР3-843А, начиненная термитно-желтофосфорной смесью. Однако с 1983 года Советский Союз вряд ли позволил бы себе производить нечто подобное, поскольку присоединился к вышеназванной конвенции. Тем не менее, не исключено, что остатки таких боеприпасов сохранились на каких-нибудь армянских складах, хотя более вероятно, что Армения могла их приобрести контрабандным путем в США.

Такие боеприпасы до сих пор производятся в Штатах, и белый фосфор применялся американцами в ходе событий в Югославии, а позже во время иракской кампании. Вместе с тем, хотя США и не запрещали этот вид оружия химического оружия, НАТО и американское военное командование причисляют его к средствам массового поражения.

Так почему же США, которые так щепетильно отнеслись к возможному применению химоружия в Сирии, безмолвствуют в случае с Арменией? В Сирии после инцидента с отравляющими веществами комиссия по расследованию преступлений в этой стране, образованная ООН, пришла к выводу, что имеются достаточные основания полагать, что враждующие стороны или одна из сторон применяли химическое оружие. В то же время эксперты не ставили своей целью официально ответить на вопрос и не стали разбираться, кто стоит за химатакой — правительственные силы или оппозиция.

Хотя последующие за химатакой события, возможно, изменили стратегическую обстановку в самой Сирии; ведь даже не имея неопровержимых доказательств причастности режима Асада к этому преступлению, отвергая возможность того, что это могла быть провокация какой-то части оппозиции, Соединенные Штаты были готовы нанести ракетные удары по правительственным объектам.

И сделать это практически в одиночку, при отсутствии решения Совета Безопасности, при отсутствии поддержки своих европейских союзников и НАТО и даже при отсутствии полной поддержки собственного народа. Но в случае с Арменией - молчок. Не странно ли?