Пытки и казни проводились в президентском дворце наше послесловие

Леонид Швец, автор haqqin.az

Бывший президент Чада Хиссен Хабре признан виновным в совершении преступлений против человечности во время своего правления и приговорен к пожизненному заключению. Приговор вынес специальный трибунал, организованный властями Сенегала и Африканским союзом.

Это первый случай, когда суд одной страны наказывает руководителя другой, пусть и бывшего, за преступления в области прав человека. А для Африки это еще и важный прецедент. Нынче Хиссену Хабре 72 года, а его правление пришлось на 1982-1990 годы. Ему пришлось бежать из Чада из-за повстанческого движения, которое привело к власти нынешнего президента Идриса Дебри.

Все эти годы Хабре жил в столице Сенегала Дакаре. Понемногу всплывали все более ужасные подробности его правления. Его обвинили в гибели более 40 тысяч людей. Причем многие пытки и казни проводились прямо в президентском дворце. За это он и получил свое прозвище «Африканский Пиночет». Попытки привлечь к ответственности бывшего президента долгое время предпринимались его выжившими жертвами и родственниками замученных людей.

В Чаде суд заочно приговорил его к смерти, но, правда, не за нарушение прав человека, а за попытку свержения правительства. За рассмотрение дела диктатора взялся бельгийский суд, право этой страны позволяет судебное преследование за нарушение прав человека, совершенное в любой стране. Четыре раза Бельгия требовала экстрадиции Хиссена Хабре, но каждый раз Сенегал отказывал. Тогда Африканский союз призвал Сенегал судить бывшего президента Чада «от лица Африки». В конституцию Сенегала даже внесли необходимые поправки, позволяющие судить за военные преступления и преступления против человечности, совершенные даже вне территории страны.

В какой-то момент власти Сенегала решили выдать Хабре Чаду, но тут вмешалась ООН, опасаясь, что экс-президента подвергнут пыткам в случае выдачи на родину. Сенегалу было сказано: либо судите сами, либо выдавайте Бельгии. Вот только тогда был сформирован специальный трибунал, в который вошли два сенегальских судьи и представитель Буркина Фасо. Всего было заслушано более 90 свидетелей. Большую роль сыграл обнаруженный в 2001 году полицейский архив, в котором содержались данные о 12 тысячах заключенных в период правления Хиссена Хабре, стенограммы их допросов и данные о смерти 1200 из них.

В результате, кроме преступлений против человечности, ему вменили изнасилования, принуждение к рабству и похищения людей. Когда Хабре пришел к власти, ему в этом помогали и США, и Франция, и Израиль. Им нужен был такой руководитель Чада, который бы оказывал военное давление на тогдашнего ливийского лидера Муаммара Каддафи. Поэтому Хабре получал и оружие, и финансовую поддержку, а на его преступления внутри страны закрывали глаза. Хотя секрета, что он из себя представляет, не было. Еще в 1974 году он входил в группу повстанцев, которая похитила трех европейцев и требовала за них выкуп в 10 миллионов франков. Классический случай «сукин сын, но наш сукин сын».

С тех относительно недавних пор мировое сообщество стало более чувствительно к вопросам соблюдения различными режимами в третьих странах какого-то минимума приличий в области соблюдения прав человека.

В конце концов, и такой суд стал возможен лишь сейчас, четверть века спустя. Африка, где смогли провести такой процесс, это уже, согласитесь, несколько другой континент, чем мы себе представляли раньше.

Интересно, что подсудимый отказывался признавать авторитет трибунала, называя происходящее посмешищем над правосудием. Хиссен Хабре, казнивший без суда, был очень недоволен судом над самим собой. Что ж, у защиты есть 15 дней на апелляцию. Все по правилам.