Нож Меркель и спина Эрдогана наш комментарий

Акпер Гасанов

Вряд ли от канцлера Германии Ангелы Меркель, заявившей, что принятая немецким Бундестагом резолюция о «геноциде армян» является примером демократической культуры в действии, стоило ждать чего-то иного. У этой фрау свои представления о морали и нравственности, равно как и о «культуре в действии».

Правы те, кто утверждает, что стране, смирившейся с правящим нацизмом, который привел мир к величайшей в истории человечества катастрофе, развязавшей Вторую мировую войну, общее число жертв которой исчисляется десятками миллионов человек, лучше уж не публиковать свой взгляд на события 1915 года в Османской империи.

Собственно, прежде так и было: Германия не позволяла себе никаких заявлений по поводу так называемых преступлений против человечности – и реальных, и вымышленных. Но при фрау Меркель все несколько изменилось, и вот уже Германия принялась судить другие страны за насилие по отношению к народам, причем на основании вымышленных и ничего общего с исторической действительностью не имеющих событий. В случае с Турцией нет ни малейших сомнений, что немецкий парламент решился на это судилище, только чтобы оказать давление на никак не желающую жить под диктовку Европы страну. 

А ведь именно в ФРГ Турция видела надежного партнера и дорожила отношениями с ней. И этот «надежный партнер» в лице Меркель нанес классический удар ножом в спину. Впрочем, нынешнему немецкому канцлеру предавать своих партнеров и соратников не привыкать –  она запросто подставляла тех, кто когда-то поддерживал ее политическую карьеру.

О таких неприглядных фактах биографии Меркель рассказал, в частности, бывший канцлер ФРГ Гельмут Коль в своей книге «Завещание. Протоколы разговоров с Колем». К примеру, о том, что она была членом  восточногерманского «Демократического пробуждения», но как только в воздухе запахло победой ХДС, переметнулась в ее лагерь. Более того, Меркель умудрилась занять депутатское кресло в Бундестаге уже объединенной страны.

Перетянул ее в ХДС тогдашний федеральный министр по спецпоручениям Лотар де Мезьер. Однако как только в его адрес посыпались обвинения в сотрудничестве со Штази, Меркель тут же выступила с публичным осуждением этого политика и сразу нашла себе нового покровителя -  Гельмута Коля. Но прошло время, и его она тоже смела со своего пути. Произошло это в 1998 году, когда ХДС проиграла выборы.

В газете «Frankfurter Allgemeine Zeitung» вышла статья Меркель, в которой она потребовала отставки Коля с поста лидера христианских демократов как «не уловившего новых веяний». Проще говоря, Меркель беззастенчиво признала, что она конъюнктурщик и циник. Так что в ее нынешней позиции по резолюции Бундестага о «геноциде» нет ничего удивительного.

Не кто иной, как Меркель в октябре прошлого года утверждала, что Германия готова приложить усилия для ускорения приема Турции в ЕС. И вот сегодня она продемонстрировала эту «готовность», не стесняясь рассуждать при этом о широком спектре общих интересов Германии и Турции.

«Я и правительство Германии готовы внести вклад для налаживания диалога между Турцией и Арменией», - буквально провозгласила она теперь, хотя в политических взаимоотношениях государств подобные «документы» однозначно если и не разрыв их, то, во всяком случае, жесткие ограничения.

И уж тем более не может быть и речи о посредничестве страны, открыто осуждающей те или иные действия другого государства. Так что признание Бундестагом «геноцида армян» автоматически исключает ФРГ из числа стран, которые хотя бы теоретически могли рассматриваться Анкарой в качестве посредника в нормализации турецко-армянских отношений, тем паче что эта проблема вообще отложена до лучших времен.

Все дело в том, что официальная Анкара не раз открыто заявляла, что без справедливого урегулирования карабахского конфликта никакое улаживание отношений с Арменией невозможно.

Но Меркель не была бы Меркель, если бы ей это помешало. Хотя дело не только в ней, а в самой эпохе деградации политических деятелей, в какую нам довелось жить. Похоже, на смену политическим великанам пришли политические карлики.