Алиев, Путин и Роухани вышли из нефтяной курилки первые итоги с haqqin.az

Тофик Аббасов, автор haqqin.az

Позитивный фон и востребованная активность – вот два значимых фактора, которые предопределили тональность переговоров в Баку с участием глав Азербайджана, Ирана и России. Настрой лидеров трех государств Ильхама Алиева, Хасана Роухани и Владимира Путина, суть заявлений, сделанных в азербайджанской столице, дают основания утверждать, что три страны настроены на серьезную корректировку политико-экономической конфигурации Евразии в пользу совместного прорыва.

Важным подспорьем для реализации намерений является возросший уровень доверительности, который характеризует атмосферу как в двусторонних отношениях, так и в рамках треугольника Баку-Тегеран-Москва.

Переговоры в двустороннем и трехстороннем формате обнажили общую заинтересованность лидеров трех государств открыть новую страницу во взаимодействии и этим найти ответы на проблемы. Слаженность и общее стремление в поиске рациональных действий помогут также найти наиболее оптимальную систему сдерживания перед лицом реально существующих и возможных тревожных вызовов.    

На пути к новому интеграционному порядку

В преддверии подобных встреч эксперты и обозреватели говоря о значимости события, проявляют щедрость в использовании многообещающих эпитетов, а иной раз допускают и перехлесты. Накануне Бакинского саммита некоторые из иностранных наблюдателей нарекли событие историческим. Возможно не в последнюю очередь потому, что лидеры соседних государств впервые собрались в таком составе.

Цели и задачи, которые были озвучены представителями сторон перед событием, и в самом деле позволяли утверждать, что имеет место совместная нацеленность на долгосрочное совместное действие, от которого пользу получат не только три государства, но и их соседи, партнеры. Важнейшим ресурсом для общего блага станет согласованность действий в таких важных сферах, как энергетика, транспорт, общее использование природных ресурсов, практичное использование и развитие логистической инфраструктуры, рациональное распределение человеческого капитала.

Прагматизм главных действующих лиц, их умение разрабатывать новые векторы воздействия на региональный и глобальный расклад, большой опыт в политике диверсификации позволяет говорить, что на Евразийском пространстве реально просматриваются предпосылки создания благоприятной геоэкономической конъюнктуры, способной стать противоядием в свете наблюдаемых кризисных тенденций.

Проявившая к Бакинскому саммиту повышенный интерес западная пресса уже успела анонсировать создание нового геополитического союза с участием Азербайджана, Ирана и России, видя в естественном интеграционном порыве трех лидеров намерение противопоставить свои возможности внешним полюсам. Не исключено, что авторы столь громких заявлений потому и ударяются в крайности, что рассматривают событие сквозь призму ожесточенных коллизий, ввергающих сообщество в тревожное состояние или же отталкиваясь от собственной претенциозности.  

Бесспорно, влиятельным игрокам далеко небезразлично позиционирование  дееспособных акторов в таком важном коммуникативном пространстве, как Кавказско-Каспийский регион. Объединение усилий таких важных и мобильных энергетических гигантов, коими являются Азербайджан, ИРИ и РФ, задает задачу с несколькими неизвестными для западного сообщества, которое понимает долгосрочную стратегическую важность проблемы производства и потребления углеводородов. Но, как говорится, не нефтью единой живы народы.

Сторонники вытеснения нефти и газа из шорт-листа стратегических ресурсов то ли неистово торопятся с сенсацией, то ли маневрируют в пользу традиционных трейдеров. Не имеет смысла доказывать, что углеводороды, маршруты их транспортировки еще долго будут обуславливать тонус мирового экономического организма. Наряду с этим энергетические лидеры давно расстались с привычкой посиделок в нефтяной курилке. Они активно наращивают поиск ключей успеха от перспективных ненефтяных отраслей, и тут планы и видения таких стран, как Азербайджан, Иран и Россия совпадают.

В Баку три лидера обменялись мнениями относительно создания дееспособной экономической модели сосуществования, где естественные географические параметры, совместное участие в деле усиления транспортно-коммуникационной инфраструктуры позволят накопить базу преференций для каждого из участников.  

Одна удача на всех

Успешный расклад во взаимодействии, расширение границ свободы в предпринимательстве и передвижении, создание принципиально нового регионального рынка товаров и услуг повлечет за собой формирование функциональной наднациональной базы взаимодействия. Случись это в заданном режиме, на стыке Европы и Азии заявит о себе новый интеграционный полюс, выгодной отличительной особенностью которого будет открытость к сотрудничеству.

Предложение азербайджанского лидера Ильхама Алиева создать единый энергокоридор с целью выхода на новые рынки как нельзя точно отражает идейную основу Бакинского саммита, который поставил во главу угла экономическую составляющую. Наступательная интеграционная политика партнеров, дорабатывающих транспортный коридор Север-Юг, другие важные проекты развития, обмена и кооперации воочию доказывают, что дующие с берегов Каспия ветры сигналят сообществу о важном и неотложном – дорога к стабильности лежит через экономическую состоятельность.

А как же вопросы военно-технического характера, без обсуждения которых не обходится ни одна подобная встреча?! Это факт, и рациональное зерно в этом смысле заключено в том, что разработка силовых факторов должна обсуждаться лишь в контексте активного противостояния международному терроризму, трансграничной преступности, проявлениям экспансионизма и другим рискам.

Сделавшие по свежим следам выводы мировые СМИ сошлись в точке, что новая важная внешнеполитическая инициатива азербайджанского президента Ильхама Алиева по проведению саммита состоялась, значительно пополнив его актив. Это означает, что Баку снова приятно удивил партнеров, доказав приверженность к добрососедству и здравому сосуществованию. Именно потому не имеет смысла загадывать, как пойдет процесс дальше. Он возымеет логическое продолжение, заметно оживит геоэкономический пейзаж энергичной и устремленной в грядущее Евразии.