Абдурахман Везиров вооружал армян в Карабахе белые пятна истории

Мухтар Мустафаев

Недавно в haqqin.az было опубликовано решение Совета министров Азербайджанской ССР, принятое в мае 1989 года, о заселении беженцев из Армении. Документ вызвал большой резонанс в общественном мнении. В решении за подписью тогдашнего главы правительства Аяза Муталибова отмечалось, что к концу весны того же года треть армян, покинувших ранее Азербайджан, вернулись в республику, в свои дома, к своей работе. Как уточнялось, данное решение было принято во исполнение апрельского 1989 года постановления Совета министров СССР «О мерах по созданию необходимых условий для возвращения в места постоянного проживания граждан азербайджанской и армянской национальностей».

Однако при сравнении двух этих документов обнаруживается, что в постановлении Центра отсутствует важнейший пункт, наличествующий в решении азербайджанского правительства. Вместо разъяснения партийно-государственным органам Азербайджанской ССР и Армянской ССР, как им создавать необходимые условия для возвращения в места постоянного проживания граждан азербайджанской и армянской национальностей, в московском документе указано: «Не приводится».

А вот в азербайджанском решении этот пункт гораздо более обширный и идет за номером 7, причем с пометкой «Не для прессы».

Ну, а раз запрещено прессе, значит и общественность республики до сего дня о нем ничего не знала. И сегодня мы читаем:

«Министерству внутренних дел Азербайджанской ССР усилить кадры и улучшить материально-техническое обеспечение в местах постоянного проживания граждан армянской национальности». И усилили… В результате управление МВД Азербайджанской ССР по НКАО на 95% (а к лету 1989 года – на все 100%) состояло из армян, было оснащено новым транспортом, оружием, системами связи. Степанакертские милиционеры первыми обзавелись автоматическим оружием, новенькими УАЗами, рациями и др. и успешно пополнили ряды сепаратистов.

Именно тогда, летом 1989 года, вместе с отрядами армянских экстремистов в нападениях на населенные азербайджанцами села стали участвовать и люди в милицейской форме. Это были сотрудники степанакертской милиции. И если к тому времени у азербайджанского населения и даже у милиционеров-азербайджанцев в Агдаме, Физули, Шуше и других городах и районах (всего в 55 населенных пунктах) все оружие сотрудниками МВД СССР и советскими военнослужащими было изъято, то в соответствии с решением республиканских властей у милиционеров-армян его было предостаточно. И они охотно делились или вообще отдавали свое табельное оружие боевикам, проникшим в область из Армении.

Получается, что не предназначенный обнародованию в прессе и вообще взору журналистов пункт постановления союзного правительства подразумевал тайное вооружение карабахских сепаратистов. И оснащали их техникой и оружием не кто-нибудь, а партийно-государственные руководители Советского Азербайджана, и в первую очередь, Абдурахман Везиров, не сумевшие найти в себе смелости, чтобы отвергнуть двуличную политику союзного Центра.

А вот тогдашний первый секретарь ЦК Компартии Армянской ССР Сурен Арутюнян попросту выбросил московскую бумажку в урну, и не подумав исполнять указание Кремля. К тому времени Арутюнян и верхушка партийно-государственного аппарата Армении уже давно решили для себя, что им нужен Карабах, а не «меры по созданию необходимых условий для возвращения в места постоянного проживания граждан азербайджанской и армянской национальностей».

Как утверждает экс-президент Аяз Муталибов, в то время председатель Совета министров Азербайджана, в последующем постановлении, продиктованное Москвой было им отменено. Но это потом, после того как своими же руками вооружили и профинансировали армянских сепаратистов… 

Постановление Москвы преследовало ту же цель, что и создание Комитета особого управления (КОУ) во главе с Аркадием Вольским, а именно вывести НКАО из-под юрисдикции Азербайджана.  Да и подготовлен этот документ был в период действия злополучного КОУ.

В Москве не задумывались, каким образом Баку сможет нормализовать ситуацию в НКАО, если в области были приостановлены полномочия всех государственных и общественных органов Азербайджанской ССР, а их функции переданы КОУ.

Лишь после многочисленных жалоб и обращений из Азербайджана в ноябре 1989 года Верховный Совет СССР упразднил КОУ. Вскоре был создан Организационный комитет Азербайджанской ССР под руководством В.П. Поляничко. Но навести конституционный порядок в области, собрать огромное количество оружия у армянского населения при сохранении двуличной политики союзного Центра, было уже невозможно.