Саргсян приближает свой трагический конец наша аналитика

Тофик Аббасов, автор haqqin.az

Сентябрь обещает новую волну дипломатической активности вокруг разрешения карабахского кризиса. В преддверии новых раундов политики и наблюдатели традиционно озвучивают соображения на предмет достижения прорыва, обосновывая видения собственными выкладками. Если сфокусировать внимание на диспозициях, которые вырисовываются в результате взглядов армянских представителей, то вывод однозначно должен быть таким – ничего особенного не произойдет. И вот почему.

Не в первый раз оракулы в Ереване оперируют изношенными представлениями, согласно которым Азербайджану, дескать, не на что уповать, кроме как чинно и благопристойно «признать самостоятельность Арцаха».

Невозможно не поразиться кондовому упрямству ереванских бонз. Они не отдают себе отчета в понимании реалий и не хотят признать, что этап иллюзорного романтизма с идеей создания второго армянского государства безвозвратно канул в Лету. Идеологические банкроты, бряцающие оружием, не осознают, что бестолковой настойчивостью приближают собственный трагический конец.

Громогласный реваншизм

Армянские деятели из разных флангов политического спектра призывают «создать приемлемые условия на линии соприкосновения на границе Азербайджана и Нагорного Карабаха, чтобы в соответствующей атмосфере суметь добиться продвижения переговорного процесса». Очевидно, что Ереван намерен продолжать выигрышную для себя игру на ничью. То есть ставка все та же – оттягивать время, заполнять пустоту манипуляциями, где профилирующим элементом продолжает выступать видимость готовности к компромиссам. При этом армянские громкоговорители все еще сетуют на неудобную деталь, мол, «Азербайджан продолжает нарушения режима перемирия», что будто бы перечеркивает усилия Еревана, призванные подготовить почву для встречи на высшем уровне.

Фальшиво исполняемая старая песня не вызывает никакого впечатления не только у азербайджанской стороны, но и у посредников. Невзирая на это, Ереван еще и рапортует сам себе, что якобы «анализ апрельских событий дает результат, и в стране идет активизация работы по подготовке личного состава, его оснащению техническими средствами».

Об этом голосят не только политики, но и военные непризнанной республики, на которых частенько ссылаются политики ереванского центра провокаций. На уровне топорного оболванивания массы передовые части пропагандистов с пеной у рта заявляют, что «передовые подразделения армии НКР готовы противостоять возможной новой агрессии».

Раскрутка такого рода тезисов свидетельствует, что для режима Саргсяна военная составляющая проблемы представляет собой неоспоримый приоритет. Стало быть, Армения готовится не к миру, а к новой войне, муссируя страхи о возможном возобновлении военных действий в зоне конфликта.

В данном контексте и следует расценивать суждения военачальников, которые позорно и бесстыдно выдают черное за белое, говоря о том, что в ходе «апрельской войны они выполнили поставленные задачи».

Небезынтересно знать, что имеют в виду под выполнением поставленных задач провалившиеся военачальники Армении. Не те самые 2000 гектаров карабахских территорий, что частям азербайджанской армии удалось освободить? А может, многочисленные потери живой силы и техники, что были уничтожены азербайджанскими бойцами?!

Военно-политические круги агрессора, разыгрывая никчемный ход с  психологическим воздействием на соперника, больше все же пекутся о своей безопасности в свете набирающих обороты массовых выступлений, что охватили Ереван и другие города страны. Власть не на шутку перепугана ростом протестных настроений, и в любой момент они могут подмять под себя и карабахский клан, всю относительную стабильность. Властям все труднее сдерживать натиск недовольной массы.

Президент Саргсян вместе с командой находится в глубокой депрессии, и ее причиной является брожение, что охватило общество и остатки дееспособных кругов. Потому власть и старается пустить общественное мнение по ложному следу, актуализируя проблему возобновления войны и вероятного вовлечения страны в тяжелое испытание. Военачальники, занимаясь очковтирательством, неустанно твердят, что армия, кроме оборонительных мер, предпринимает действия иного характера, которые, дескать, заставят противника воздержаться от агрессивных намерений. Параллельно звучат заявления, согласно которым продолжается закупка нового вооружения, и что, мол, Армения располагает средствами, способными обеспечить внезапность действий.

Если верить всему этому, Армения перед лицом пережитого апрельского позора, когда страну вмиг бросило в дрожь от ощущения леденящей незащищенности, располагает боеспособной армией, и ей по плечу задачи высокого пошиба. Те, кто распространяет примитивные небылицы, прекрасно понимают, что блеф рассчитан на обывателя, и на кону стоит задача сохранения власти. События во внутриполитической жизни явно разворачиваются не в пользу правящего клана. Тому есть более чем обоснованные объяснения, и Саргсяну пренебрегать очевидными реалиями смерти подобно. 

Уличная самодеятельность – следствие слабой власти

Бесноватая ереванская улица неистово требует определенности от руководства, понимая, что оно теряет контроль над обстановкой. В стране все более отчетливо вырисовываются контуры хаоса, в объятиях которого не сегодня, завтра может оказаться вся страна. Не удивительно, что на площадях чуть ли не каждый день разворачиваются презентации новых политических движений, общественных и народных организаций. Похоже, «сасна црер» дал неплохой старт для расцвета политической самодеятельности. И такое, как правило, происходит в условиях, когда балом правит слабая власть.

Справедливости ради надо признать, что тенденция сотворения чудес на кухне и во дворах свойственна армянскому менталитету. Вот и рождаются на каждом шагу, как грибы после дождя, «движения деколонизации», организация «ни пяди земли» и прочие. Чуть ли не каждый мнит о себе народного предводителя. Не случайно зарубежные наблюдатели с беспокойством замечают, что Армения сваливается в стихию политической эйфории, и что хаотичность процесса может привести расколотое общество к окончательному развалу.

На то есть серьезные предпосылки, поскольку перед лицом серьезного букета социальных и политических болезней глава республики вынужден блефовать и лгать. А насколько это рационально в условиях усиливающегося прессинга неблагоприятствующих факторов?

Когда на дворе опасная непогода

Серж Саргсян находится на трудном этапе политической карьеры. Недовольных его курсом, а их ряды все ширятся, уже объединяет задача свержения власти. И чтобы уцелеть, ему придется осилить груз сразу нескольких трудных задач.

Для успешного торга с внешними силами крайне необходимо показать дееспособность в условиях внутренней нестабильности. Значит, не исключено, что силовая машина в скором времени будет вынуждена совершить наезд на недовольных. В буквальном смысле. Это хоть ненадолго, но все же обеспечит ему тыл.

С другой стороны, необходим надежный ресурсный запас, чтобы не прерывать переговоры вокруг Карабаха, но при этом показать, что он готов на освобождение оккупированных районов, а следом обсуждать статус для армянского меньшинства в составе Азербайджана. В этом случае Россия, которую армянское общество продолжает демонизировать, обвиняя в проазербайджанском настрое, все же протянет руку помощи Саргсяну.

Наконец, выиграв тактический тайм-аут, действующий президент сможет понадеяться на поддержку Москвы в относительно безболезненном трансфере власти, чтобы оставить за собой исход предстоящих парламентских выборов и преспокойно перевести дух на новый  политический семестр.

При всех непредвиденных обстоятельствах нынешней власти надо осуществить заход за спину внутренних неприятелей через карабахские двери, да так, чтобы не вызвать гнева Баку. Он в любой момент может преподнести Саргсяну, да и любому из его заклятых противников, сюрприз пренеприятного характера, от которого поостерегся бы самый хорошо себя чувствующий мастер авантюры.     

Геополитические тучи над Ереваном сгущаются, и в любой момент карабахский циклон может разразиться катастрофическими осадками. И тут одними защитными зонтами, о которых неубедительно твердят военачальники, не обойтись. Может не только накрыть сверху, но и размыть почву. Она ведь итак рыхлая, да еще норовит уйти из-под единожды дрогнувших ног.   

В любом случае Саргсяну не избежать борьбы на двух фронтах, где с одной стороны противостоит внешний соперник, а с другой - кооперирующиеся внутренние враги. При случае, если возобладает благоразумие для достижения консенсуса с Азербайджаном, Ереван получит спасительный карт-бланш. Если же этого не произойдет, то недолго и все потерять. Где это видано - выиграть войну, когда страну раздирают нешуточные схватки гражданского противостояния? Кто сказал, что в атаку можно пойти и с оглядкой назад?