Азербайджан по эту сторону нефтяных баррикад наш комментарий

Мамед Эфендиев, отдел экономики

Чем ближе предстоящий на следующей неделе в Алжире международный энергетический форум, в рамках которого ОПЕК планирует провести неофициальную встречу, тем больше разговоров о нефти.

Как никогда остро реагирует мировой нефтяной рынок на каждую встречу официальных лиц нефтедобывающих стран, на их заявления и предположения. И это понятно. Как ожидается, на встрече будут возобновлены переговоры о заморозке уровня добычи нефти между странами ОПЕК и другими нефтедобывающими государствами. И участники рынка пытаются с наибольшей выгодой использовать каждую информацию, если даже она распускается ими же самими.

Все упорнее стало звучать утверждение о сокращении странами-производителями нефтедобычи на 5%. Хорошо, что вовремя вмешался глава Минэнерго РФ Александр Новак, который заявил, что существуют предложения по заморозке, а сокращение добычи не предлагается.

Кстати, тема заморозки объемов добычи нефти получила второе дыхание как раз после того, как в начале месяца президент РФ Владимир Путин заявил, что Москва поддерживает соглашение с ОПЕК по ограничению роста нефтедобычи. Он выразил надежду, что и другие производители нефти захотят поддержать эту инициативу. Россия и Саудовская Аравия, контролирующие производство более 21% от мирового потребления нефти, подписали совместное заявление в целях стабилизации рынка нефти.

Азербайджан также примет участие в неформальной встрече стран-членов ОПЕК и не входящих в картель производителей нефти в Алжире 27-28 сентября, его представит министр энергетики Натик Алиев. И, как сообщил президент Госнефтекомпании страны (SOCAR) Ровнаг Абдуллаев, Баку готов присоединиться к решению о заморозке нефтедобычи на определенном уровне, которое будет принято на саммите в Алжире. Свою позицию по поводу заморозки нефтедобычи на определенном уровне он выражал еще до апрельского заседания стран ОПЕК и стран, не входящих в картель. Наша страна еще тогда дала согласие на заморозку нефтедобычи.

Мы до сих пор говорили лишь о неформальной встрече стран-членов ОПЕК и не входящих в картель производителей нефти. Естественно, на ней не могут быть приняты какие-то решения. Хотя обсуждения предстоят горячие. Само же заседание картеля состоится 17 декабря тоже в Алжире. Россия, Оман, Азербайджан и Сирия, не являющиеся членами ОПЕК, также примут участие в заседании картеля. Таким образом, Азербайджану предстоит участвовать не только в обсуждениях по заморозке, но и принятии конкретного решения по этому вопросу, что говорит о его значимом весе на мировом нефтяном рынке.

В то же время такой фактор говорит и о другом – Баку предстоит участвовать в обсуждении и решении весьма сложного вопроса. Действительно, давно уже звучат самые противоречивые мнения по возможным итогам предстоящих встреч. 

Так, вице-президент ВР-Россия Владимир Дребенцов полагает, что соглашение об ограничении мировой добычи нефти в текущих реалиях не будет иметь смысла, так как на фоне шоков со стороны предложения не сможет поддержать стабильный рост цен.

Поскольку нынешний шок на нефтяном рынке вызван изменениями по предложению сырья, не имеет смысла бороться с низкой ценой, сокращая добычу. Даже если будет соглашение и цена немного подрастет, США начнут наращивать добычу. У США есть потенциал, есть ресурсы. Договоренности не решат проблему. А договоренности по заморозке добычи могут привести лишь к тому, что страны будут терять свою нишу на рынке. Надо доисчерпать ресурсную базу сланцевой нефти, что уже прослеживается.

Никакие доводы остановить заведенный механизм уже не могут. Но стоит напомнить, что такой же оптимизм по поводу заморозки царил и накануне весенних переговоров в Дохе. Но они не увенчались успехом, в том числе из-за разногласий внутри ОПЕК, и в первую очередь исходя из позиций Саудовской Аравии и Ирана.

Тогда Тегеран отказался принять участие во встрече, объясняя это желанием выйти на досанкционный уровень производства сырья и только потом обсуждать вопрос заморозки. А Саудовская Аравия в самый последний момент заявила, что Иран должен присутствовать на встрече и соглашение должно включать в себя и иранские обязательства.

Вот и решили, видимо, эти страны обсудить наболевшие вопросы между собой (возможно, и с учетом резко обострившихся отношений между ними) предварительно в Вене. Как сообщают СМИ, Эр-Рияд заявил Тегерану, что готов сократить уровень добычи нефти, но… с условием. Иран в этом случае должен заморозить свой объем добычи на текущем уровне — 3,6 млн баррелей в день. Отмечается, что в Вене стороны обсудили и другие предложения, но соглашение так и не было достигнуто. Двухдневные переговоры провалились, что уже является плохим сигналом.

В то же время это предложение Эр-Рияда подстегнуло рост цен на нефть - цены на нефть марки Brent вновь приблизились к отметке 48 долларов за баррель. И если до этого большинство экспертов сомневались в том, что странам-производителям удастся достичь соглашения о сокращении добычи нефти, с учетом нового предложения Саудовской Аравии ситуация может кардинально измениться. Но слишком уж тонкий игрок Иран, чтобы так легко уступать. Не исключено, что Тегеран предпочтет дожидаться лучшего предложения. Да, он может расценить данный шаг Эр-Рияда и как признак слабости и решит дожидаться других предложений.

Трудно на таком фоне уверенно говорить о том, что после неофициального совещания в Алжире страны ОПЕК и другие производители нефти смогут прийти к соглашению. Хотя шансы на заключение соглашения между странами - экспортерами нефти по сохранению уровня добычи на этот раз весьма высоки, их все еще нельзя назвать стопроцентными. Да, в ходе предыдущей встречи по вопросу заморозки нефтедобычи в столице Катара 17 апреля договориться не удалось, так как Иран в преддверии встречи отказался участвовать в переговорах, сославшись на недавно снятые с него международные санкции.

Министр нефти Бижан Намдар Зангане заявлял, что Тегеран рассмотрит целесообразность участия в таких обсуждениях только после того, как достигнет досанкционного уровня производства нефти в 4-4,2 млн баррелей в сутки. Нынешние же показатели добычи нефти в Иране способствуют достижению договоренности по заморозке добычи нефти.

Как мы уже отмечали, многие страны-члены ОПЕК и не входящие в картель нефтепроизводители выражают готовность к заморозке нефтедобычи – никто не хочет низких цен на нефть. И сам Иран этого желает, но с оговорками. Но если ранее (до заседания в Дохе) его цели еще можно было объяснить экономическими интересами, то сегодня и этот фактор отпадает. Пойдут ли сейчас другие нефтепроизводители ему на уступку, или, как и в прошлый раз, все закончится ничем, так как Саудовская Аравия либо, скажем, другая сторона вновь устроит демарш, который расшифровать так никто и не сможет?

Сможет, наконец, ОПЕК доказать свою самодостаточность, или вновь пойдет на поводу невидимых режиссеров, которые лишь еще раз покажут миру, что именно они управляют и картелью, и другими мировыми процессами?