Три мушкетера и Владимир Путин почти по Быкову

Евгений Бай, автор haqqin.az

В Берлине, как уже сообщалось, прошла встреча в «нормандском формате» с участием лидеров Германии, России, Украины и Франции. Она продолжалась поздним вечером около шести с половиной часов. Пять из них лидеры посвятили обсуждению украинской проблемы. Полтора часа, уже без Порошенко, говорили о Сирии. Глубокой ночью Путин направился в аэропорт. Выглядел он уставшим, общался с журналистами и отвечал на их вопросы неохотно. Похоже, ничего хорошего он сообщить не мог.

Разворот на 180 градусов

Но начнем с предыстории встречи. СМИ подсчитали: Путин не был в Берлине 1036 дней. В последний раз это случилось незадолго до спецоперации по присоединению Крыма к России, когда Запад еще не ввел против Москвы экономических санкций. Предыдущая встреча «нормандской четверки» прошла 2 октября прошлого года во Франции. Это также стало последней личной встречей президентов России и Украины.

В августе после задержания украинских диверсантов в Крыму глава РФ заявил в Китае на саммите G20 о бессмысленности встречи в «нормандском формате».

За несколько дней до поездки Путина его пресс-секретарь Дмитрий Песков заявлял, что уровень готовности встречи «нормандской четверки» пока не позволяет объявить дату саммита. Почему же президент передумал?

След Моторолы

16 октября, за несколько дней до встречи нормандского квартета, в Донецке был убит известный полевой командир, один из самых известных лидеров сепаратистов в Донбассе 33-летний Арсений Павлов по прозвищу Моторола.

В покушении на Моторолу власти «ДНР» заподозрили украинскую диверсионно-разведывательную группу, хотя были выдвинуты и две другие версии - командир ополченцев погиб в результате внутренних разборок или же стал жертвой ультранационалистической организации Misanthropic Division.

Члены этой группировки разместили в Сети видео, на котором четверо мужчин в балаклавах и с оружием в руках на фоне флага Украины признаются в совершенном убийстве.

Впрочем, есть еще одна — украинская версия. Как сообщает киевское издание "Апостроф", покушение на Павлова могло стать последним предупреждением российских спецслужб Мотороле, который "является ярым противником любых компромиссов и переговоров с Киевом и недавно выразил категорический протест против любых представителей полицейской миссии ОБСЕ в Донбассе".

В пользу последней версии говорит и то, что к настоящему времени уже многие лидеры самопровозглашенных республик — Донецкой и Луганской — отправились на тот свет или пропали без вести. В результате покушений убиты такие руководители повстанцев, как Павел Дремов (позывной "Батя", командир казачьей национальной гвардии в Луганске — РС), Бэтман (Александр Беднов, бывший министр обороны «ЛНР»), Игорь Безлер, который был народным мэром Горловки, затем бесследно исчез, атаман Козицын. Не у дел оказался и в прошлом один из самых известных лидеров повстанцев ДНР Стрелков (Гиркин), но он перебрался в Россию и остался в живых.

Однако никто из них не удостаивался такой чести в российских СМИ, как Моторола, чья смерть в лифте была одной из главных новостей на федеральных телеканалах в течение нескольких дней.

Меня спросят: какое отношение имела смерть Моторолы к внезапно изменившимся планам Путина и его решению поехать на саммит "нормандской четверки"?

Как считают российские и украинские эксперты, встреча в Берлине стала возможной после того, как глава «ДНР» Александр Захарченко пообещал отомстить за смерть Моторолы, и Путин поспешил сыграть роль миротворца, чтобы избежать этого. По мнению главы украинского филиала Института стран СНГ Дениса Денисова, поддерживающего версию о причастности украинских спецслужб, "Киев в открытую начал использовать террористические методы борьбы с ополченцами, и это развязывает тем руки для симметричного ответа. Этим обеспокоена не только Украина, но и Россия, Франция и Германия, которые являются гарантами соблюдения Минских соглашений и не хотят эскалации конфликта".

Одним словом, Путин, видимо, опасается того, что между Донбассом и Украиной начнется открытая война, которая погребет под собой Минские договоренности и неизбежно втянет в эту войну и Россию.

Донецкий тупик

Во время встречи в Берлине Порошенко посадили напротив Путина, что вызвало многочисленные комментарии в российской прессе. Присутствовавший на встрече журналист, корреспондент газеты "Коммерсантъ" Андрей Колесников подробно рассказал, как Порошенко то и дело пытался заявить, что сначала надо решить вопрос с контролем российско-украинского участка границы, а уж потом говорить про соглашение об амнистии, про выборы в Луганской и Донецкой областях и про их особый статус. В ответ на это в какой-то момент уже все трое его коллег, перебивая друг друга, говорили ему, что в Минских соглашениях записано совсем другое, а Петр Порошенко продолжал настаивать на своем.

В конце концов Ангела Меркель взяла пятиминутный тайм-брейк, увела украинского президента из зала и о чем-то наставляла его, а потом тот вернулся к коллегам и заявил, что согласен с общим вердиктом о необходимости выполнения Минских соглашений так, как они были прописаны.

По словам свидетелей, Меркель была чуть ли не в панике. "Какими же успешными были переговоры в Париже! Берлин все будут связывать с полным провалом! Я не могу этого допустить! Давайте договариваться!"

У Порошенко абсолютно безнадежная ситуация. Он прекрасно понимает, что поставленной цели - установления контроля над украино-российской границей в Донбассе ему не добиться, как не добиться и вывода российских военнослужащих (чье присутствие там Москва, конечно, опровергает). У Путина больше пространства для маневра — в конечном счете война идет не на российской территории, но и его арсенал действий ограничен.

Что мир имеет в сухом остатке после встречи в Берлине? Похоже, единственный конкретный результат — договоренность о размещении вооруженной миссии ОБСЕ в Донбассе. Накануне о согласии Москвы на эту меру заявил президент Украины Петр Порошенко. Прежде эта идея не находила поддержки ни у одной стороны переговоров, в том числе у России. Но теперь Путин согласился на размещение вооруженной миссии ОБСЕ, прежде всего в местах вывода тяжелой техники. Однако никто из остальных участников встречи о такой договоренности не рассказал. Судя по всему, речь идет о том, что миссия ОБСЕ получит усиление только там, где разведены войска.

Уже в аэропорту российский лидер сказал, что участникам переговоров удалось определиться лишь с частью вопросов гуманитарного характера по Украине. Эта унылая констатация лишь отражает ставший очевидным для всех факт, что за два с половиной года у всех участников этого противостояния практически не осталось терпения и взаимного доверия.

Но в тупик, как показала дискуссия в Берлине, зашли не только переговоры по Украине, но и по Сирии. Сейчас в этой стране сложилась абсурдная ситуация, напоминающая компьютерную игру. Обама спешит занять иракский Мосул, чтобы получить некую выигрышную карту к выборам. Российские войска и сирийская армия, словно соревнуясь с американцами, торопятся взять сирийский Алеппо. И там и там — десятки тысяч мирных жителей, многие из которых гибнут под бомбежками. Между Россией и США одновременно идет жесткая пропагандистская война.

Обаму в Москве называют дешевым демагогом, Путина в Вашингтоне — военным преступником. Положение для России осложняется тем, что в Алеппо фактически нет боевиков ИГИЛ, против которых официально ведутся боевые действия, и это одна из причин прекращения огня ради гуманитарной миссии. У США совершенно отсутствует стратегия дальнейшей борьбы с игиловцами, которые в случае падения Мосула переберутся в Сирию.

От благородных намерений создать единый фронт борьбы с террористами не осталось и следа. Неудивительно, что в Берлине на обсуждение сирийского конфликта ушло всего полтора часа. Говорить-то не о чем…

Как ни садитесь, а в музыканты не годитесь

Известный российский публицист Дмитрий Быков, комментируя итоги берлинской встречи, вспомнил Александра Дюма. Тот говорил, что любая книга, в которой действуют представители четырех разных темпераментов, обречена на успех. В нормандском формате по Быкову Олланд, который мечется между выражениями признания к Путину и нежеланием его принимать у себя, является холериком, Ангела Меркель с ее неясными электоральными перспективами и миграционными кризисом — меланхоликом, Порошенко — флегматиком, потому что ему, понимающему, что Россия из Донбасса не уйдет, только и остается, что пожимать плечами, а Путин — сангвиник, очень сильно зависящий от собственной самооценки и сильно раздражающийся, когда эту оценку кто-то в мире не разделяет.

Однако, в отличие от «Трех мушкетеров», нормандский квартет хотя и является устойчивым, совершенно не обязательно станет успешным. И в этом смысле он больше напоминает басню Крылова о том, как Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка затеяли сыграть Квартет.

Вы помните, чем все закончилось? Они все пытались поудобнее сесть, и подлетевший на шум Соловей сказал им: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье, и уши ваших понежней. А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

В былые времена о том, что у европейских музыкантов нет талантов, им вещал заокеанский Соловей, но сейчас он и сам петь не в силах и научить уму-разуму других не может.

На третьих, слава господу, последних дебатах между кандидатами в президенты Америки вновь только и говорилось, что о Путине. Клинтон назвала Трампа «марионеткой» российского президента. Трамп заявил, что Путин «перехитрил» ее во всем. Вот лишь небольшой отрывок из стенограммы дебатов.

Хиллари Клинтон (о предполагаемых российских кибератаках против Демократической партии США): «Он (Трамп) предпочел бы поверить Владимиру Путину, чем военным и гражданским сотрудникам разведки, которые поклялись защищать нас».

Трамп: «Он (Путин) говорил обо мне хорошие вещи, в то время как уважения ни к Клинтон, ни к нынешнему президенту Бараку Обаме у Путина нет».

Клинтон: «Ну, это потому, что он (Путин) предпочел бы иметь марионетку на посту президента Соединенных Штатов».

Трамп: «Нет, это вы — марионетка». «Путин переиграл и вас, и Обаму во всех аспектах».

Подобные перепалки мы видели и слышали на протяжении всей предвыборной кампании. Вместо содержательного разговора о том, кто какую программу предлагает в случае избрания президентом, кандидаты пикировались вокруг Великого и Ужасного Гудвина — Владимира Путина.

Путин долго добивался того, чтобы мир стал многополярным. Но сейчас этот мир, похоже, стал слишком многополярным, когда каждый дует в свою дуду и получается одна сплошная какофония.