О чем договорились президенты в Берлине?

Леонид Швец, автор haqqin.az

Продолжаются споры, насколько удачно прошла встреча «нормандской четверки» в Германии, кто в результате выиграл, кто проиграл. Тем более, что до последнего момента оставались сомнения, что удастся встретиться. Ходили даже разговоры о конце "нормандского формата" и Минских договоренностей. Сначала предполагалось собраться во Франции, совместив встречу с визитом Путина в эту страну. Но тот отказался ехать, обидевшись на Франсуа Олланда.

Отношения с Францией и Западом в целом у России сильно испортились из-за ситуации в Сирии. Тогда организацию на себя взяла Ангела Меркель, позвав всех в Берлин. Но выдвинула условие: без конструктивных предложений не приезжать. В Москве традиционно посетовали на неконструктивность Киева, но на саммит Путин поехал.

Все закончилось, как и следовало ожидать, без прорывов, но кое-что интересное произошло. На минувших переговорах в Берлине Украине удалось, наконец, повернуть фокус внимания от изменения украинского законодательства по поводу особого статуса Донбасса к вопросам обеспечения безопасности в регионе.

Ну какие выборы, пока ежедневно идет стрельба, причем в том числе из запрещенных калибров? А может обеспечить разведение сторон и прекращение огня лишь третья сторона, и это ОБСЕ, причем речь идет о вооруженных подразделениях. Значит, мяч на поле Запада, и ему эти подразделения формировать и разрабатывать порядок их работы. О том, насколько эта задача трудно выполнима, мы можем судить по слабой эффективности мониторинговых операций ОБСЕ. Подслеповатость и трусливость ее представителей вошли в анекдоты. И это как раз проблема уже той самой Европы, о безопасности и сотрудничестве в которой идет речь в названии организации. Можно только представить, насколько затянется процесс согласования состава, численности, условий размещения и т.д. вооруженного европейского контингента.

Он же в конце концов должен будет когда-то взять под контроль границу с Россией. И тогда, неизвестно когда, может быть на ныне оккупированных территориях пройдут местные выборы по украинскому законодательству. Отныне на все претензии к Украине можно будет задавать с подчеркнутой озабоченностью встречный вопрос: как там вооруженная миссия ОБСЕ? Все ли готово? Когда ждать? С другой стороны, наработка эффективных механизмов примирения – это по-настоящему серьезный и актуальный вызов, самый крупный в Европе после югославского конфликта. Можно только с большим сожалением отнестись к тому, что экспериментальной площадкой в этот раз послужила территория Украины...