Пакистан пропускает еще один удар наш комментарий

Леонид Швец, автор haqqin.az

В ночь на 25 октября были атакованы жилые помещения полицейского колледжа в Кветте, провинция Белуджистан. В результате нападения террористов минимум 59 человек, в основном курсанты колледжа, были убиты, более ста человек получили ранения. Число нападавших оценивается в пять-шесть человек. Убив двух охранников на входе, они проникли на территорию колледжа, где открыли огонь по спящим курсантам из автоматов, а двое нападавших взорвали пояса смертников.

Сообщается, что одного из шахидов удалось убить раньше, чем он привел взрывное устройство в действие. Всего на момент нападения в колледже находилось около 700 человек. Задачу ликвидации террористов и помощи пострадавшим затруднило то обстоятельство, что колледж вынесен за территорию Кветты. Раненых пришлось возить почти за 15 километров в ближайшую больницу.

Ликвидация боевиков была затруднена темнотой: электричество на захваченной территории они вывели из строя. Подразделениям пакистанского спецназа понадобилось четыре часа, чтобы произвести полную зачистку. Ответственность за нападение взяли на себя как ИГИЛ, так и местная группировка, связанная с Аль Каедой и имеющая корни в Афганистане, причем власти склоняются к последней версии. Утверждают также, что есть основания говорить о помощи нападавшим изнутри. Во всяком случае, они были хорошо знакомы с внутренним размещением. «Исламское государство», тем не менее, необычно оперативно выпустило заявление о своей причастности, а на соответствующем ролике позируют трое вооруженных людей в поясах шахидов.

С заявлением о своей ответственности выступила и вовсе до этого неизвестная группа, разославшая электронное письмо в СМИ, что это месть за убийство ее людей в полицейских участках. В качестве своего лидера террористы назвали человека, который был помощником у Байтуллаха Мехсуда – главы пакистанского Талибана, погибшего в 2009 году. Эта запутанная ситуация выглядит тем более мрачно, если учесть, что нападения именно на этот колледж уже имели место в 2006 и 2008 годах. А после того, как в декабре 2014 году в Пешаваре боевики Талибан захватили военную школу и жестоко казнили 145 человек, было распоряжение усилить меры безопасности в учебных заведениях Пакистана.

Больше того, совсем недавно, в августе, в самой Кветте от взрыва смертника погибли 73 человека – люди, собравшиеся на похороны известного юриста. Если после всего этого спящих курсантов-полицейских охраняли всего два человека, можно только развести руками. Между тем с избытком хватает свидетельств того, что Пакистан становится не просто опасным с точки зрения терроризма местом, особенно его западные провинции, но и местом, где эти террористические организации соревнуются друг с другом в том, кто убьет больше людей. В первую очередь атакам подвергаются те, кто причастен к исполнению силовых государственных функций – солдаты и полицейские, а также работники юридической системы.

Но при этом ведется и охота на шиитское меньшинство, а случайных жертв и вовсе никто не считает. При том, что в Пакистане действуют довольно сильные полицейские службы и спецслужбы, террористы разных мастей чувствуют себя там довольно уверенно, при необходимости отходя в тот же Афганистан в зону под контролем Талибана. Бин Ладен, как мы помним, тихо и незаметно пять лет жил в Абботабаде – городе, напичканном пакистанскими силовиками.

До сих пор никто не опроверг версию, что между ними существовала некая договоренность. Успех операции 2011 года был возможен лишь потому, что американцы не допустили утечки о ее проведении «дружественным» спецслужбам Пакистана. В таких условиях взаимного недоверия, причем целиком не беспочвенных, террор в стране не искоренить.