Откуда пришли миллиарды полковника Захарченко следствие берет след

Евгений Бай, автор haqqin.az

Российского полковника Дмитрия Захарченко задержали еще 10 сентября этого года, и с тех пор его имя не сходит с первых страниц газет. Замначальника Управления «Т» Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД полковник Захарченко установил рекорд по сумме найденных при обысках наличных денег: в его кабинете были обнаружены 170 тысяч долларов и 5 тысяч евро, но в квартире его сестры на московском Мичуринском проспекте сотрудники ФСБ нашли более 120 миллионов долларов и 2 миллиона евро. В российском эквиваленте это составило 8 миллиардов рублей, и чтобы вынести из квартиры все эти купюры оперативникам потребовалось доставить из ближайшего супермаркета десятки тележек.

А несколько дней спустя на зарубежных офшорных счетах родственников полковника нашлось еще ни много ни мало 300 миллионов евро. Таким образом, как пишет "Новая газета", приписываемое Захарченко состояние может составить примерно 30 миллиардов рублей, что равняется годовому бюджету Екатеринбурга с его 1,5 млн жителей.

Деньги в "общак" приходили из Америки?

Российские граждане привыкли ко всему и не слишком удивились даже рекордному улову ФСБ на московских квартирах полковника. Незадолго до этого федеральные каналы показали, как доставал с антресолей своей "скромной хаты" коробки из-под обуви с долларовыми купюрами бывший глава таможни Андрей Бельянинов.

Недомогание почувствовали, увидя миллиарды полковника Захарченко, лишь его коллеги. Как признается один из них, "когда по телевизору показали деньги, найденные в квартире, почти все его подчиненные в тот же день напились. У кого-то квартира в Балашихе в ипотеку, кто-то до сих пор ютится в съемной однушке с семьей, а тут — их боевой товарищ, оказывается, в деньгах купался».

Сам Захарченко, говорят сотрудники ФСБ, участвовавшие в оперативных мероприятиях, на вопрос, откуда деньги, ответил: «Банкиры отдали на хранение». Однако сейчас после полутора месяцев расследования становится ясно, что только банковскими деньгами дело не обошлось.

Следствие выдвигает несколько версий. Начнем с последней, о которой рассказал haqqin.az. Сообщается, что полицейский-миллиардер был хранителем «общака» и главным казначеем своих коллег, замешанных в коррупции. Как предполагает ФСБ, деньги, которые, возможно, сбрасывали в «общак» полтора десятка оперативников и руководителей антикоррупционного главка МВД, были их долей от афер, хищений и взяток за заказные уголовные дела.

Версию об "общаке", кстати сказать, совершенно чудовищную для правоохранительных органов России, поддерживает и известный депутат Госдумы Александр Хинштейн. "Предполагаю, что это так называемый «общак», - заявил он вскоре после ареста полковника. - То есть, это средства, которые, скорее всего, собирались в интересах определенного круга лиц из организованного преступного сообщества, где Захарченко играл одну из ключевых ролей".

Версия о том, что бывший замначальника Управления "Т" ГУЭБиПК полковник Дмитрий Захарченко был казначеем и хранителем "общака" подразделения, появилась не на пустом месте. Выясняя происхождение 8.5 миллиардов рублей наличными, которые хранились в рублях и валюте, чекисты сделали интересные находки.

В частности, они нашли документы его коллег по МВД — информацию об их банковских счетах, материалы уголовных дел, записи о финансах и другие интересные бумаги. Всё это указывает, что Захарченко, пришли они к выводу, был хранителем "общака" и финансистом группировки, в которую входили бывшие и действующие сотрудники Главного управления по экономической безопасности.

Однако тут же встает вопрос о том, откуда пришли эти деньги. Ведь найденные целлофановые упаковки с купюрами на сумму $200 тысяч долларов каждая пришли из США и не распаковывались с тех пор, как их доставили авиарейсом в Москву.

На перетягивающих денежные пачки бумажных лентах изнутри сохранились печати 12 региональных банков, которые входят в Федеральную резервную систему (ФРС) США. Получить такую сумму могла только крупная кредитная организация России, имеющая возможность переводить большие суммы в долларах на свой корреспондентский счет в США по безналичному расчету и забирать оттуда деньги наличными.

Следственный комитет еще в середине сентября направил запрос в ФРС с просьбой установить, какой из российских банков был заказчиком валюты, изъятой в квартире сестры полковника. Но ответ или пока не получен, или следователи его скрывают. Представляется, что версия об "общаке" возможно выдвинута для того, чтобы скрыть причастность к афере более крупных лиц с прямым доступом к российскому руководству или чтобы затушевать крайне негативные, но общепринятые тенденции в могущественном теневом секторе российской экономики. Сейчас, когда страна находится под многочисленными санкциями Америки и ЕС, признавать гигантские масштабы коррупции значило бы подвергнуть власть предержащих опасности оказаться под новым прицелом западных санкций.

От Нота-банка до РЖД

С именем Дмитрия Захарченко связывают также громкое дело о хищении 26 миллиардов рублей из Нота-Банка. Основными вкладчиками банка были предприятия оборонно-промышленного комплекса, которые какое-то время курировал "борец с коррупцией" Захарченко.

Схема эта достаточно проста. Какой либо банк узнает, что в скором времени его лишат лицензии. И буквально перед постановлением Центробанка, который приостанавливает его деятельность, выводит большую часть своих активов за границу или же дает их на хранение какому-либо доверенному лицу. Как предполагает следствие, так было и в случае с Захарченко. Часть найденных в его квартире денег была выведена незаконным путем из активов Нота-банка, который лишился лицензии в ноябре 2015 года.


По версии следствия Захарченко вместе со своим отцом помогали минимизировать потери этого и других банков, которые власти намеревались лишить лицензии. Якобы именно менеджеры Нота-банка попросили семью Захарченко вывести часть средств за границу, а остальное обналичить. После ареста банкиров деньги остались невостребованными.
 Владельцев Нота банка, его совладельцев — Дмитрия и Вадима Ерохиных арестовали в середине августа этого года по подозрению в крупном мошенничестве. Была взята под стражу и финансовый директор банка Галина Марчукова, которая первой и сообщила о своих связях с Захарченко.

Однако параллельно с банковской следствие стало разрабатывать и другие версии. Деньги, найденные в ходе расследования дела полковника МВД Дмитрия Захарченко, могли быть «откатами», которые предназначались для топ-менеджеров крупнейших российских нефтяных и газовых компаний.

Полковник Захарченко и его подчиненные по долгу службы следили за расходованием средств таких компаний. Они в первую очередь интересовались подрядами на монтаж нефте- и газопроводов, замену и ремонт перекачивающего оборудования, строительство поселков и дорог, которые компании заключали с подрядчиками.


Порой участие в тендерах на подобные подряды, которые «исчисляются в миллиардах или в десятках миллиардов рублей», превращалось в жестокую борьбу конкурентов. Нередко тендеры выигрывали претенденты, готовые отдать порядка 30% стоимости заказа наличными топ-менеджерам корпораций, которые их рекомендовали. В итоге, как считают оперативники, для передачи «отката» подрядчик был вынужден брать на фиктивный субподряд аффилированную с ним фирму-однодневку. Все работы строители выполняли сами, а фирме-однодневке по договору перечисляли необходимую для выплаты «отката» сумму. После этого однодневка обналичивала эти деньги через какой-либо банк и самоликвидировалась.

Захарченко отслеживал эти схемы и вмешивался лишь на конечной ее стадии, когда «откат» был уже сформирован, обналичен и готов к передаче. Посредник от Захарченко выходил на руководство кредитного учреждения и аргументированно, с подробным описанием всей схемы совершенной финансовой махинации объяснял банкиру, какие статьи УК тот нарушил и какой срок ему за это грозит. За то, чтобы не предавать гласности собранный компромат, сотрудник МВД не предлагал банкиру заплатить определенный процент от суммы отката, а забирал его целиком. Отсюда и поражающее воображение количество денег, изъятых по делу полковника.

Дмитрий Захарченко был и важным участником влиятельной группы, монополизировавшей строительные подряды РЖД. Во главе этой группы стоял некто Андрей Крапивин, советник бывшего главы РЖД Владимира Якунина, снятого со своей должности президентом Путиным в августе этого года.

По словам свидетелей, работавших в системе железнодорожных перевозок России, Захарченко поразительно эффективно решал возникавшие проблемы, за что он вскоре стал «не просто человеком на зарплате», а полноправным партнером людей, получавших подряды от РЖД. И они утверждают, что значительная часть денег, найденная на квартире полковника, может действительно принадлежать ему. "На подрядах РЖД ежегодно похищались десятки миллиардов рублей, - говорит один из таких свидетелей. - Так что деньги, найденные у полковника, вполне соответствуют этим масштабам».

Вероятно, дело полковника Захарченко будет рассматриваться долгие месяцы и не факт, что следствие установит (или захочет разгласить) масштаб деятельности "борца с коррупцией". Но и без этого ясно, что коррупция стала раковой опухолью, поразившей не только органы внутренних дел, но и все внутренние органы России.

И "святые отцы" - туда же

21 октября Центробанк России ввел временную администрацию в «Пересвете» - банке, почти половина которого принадлежит Русской православной церкви (РПЦ), а в совете директоров долгое время состоял Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Он когда-то и стал отцом банка в его нынешнем обличье. Когда Кирилла (в миру - Гундяева) избирали в совет директоров, он заявил, что основной целью деятельности банка должно стать «содействие Русской православной церкви в ее коммерческой, благотворительной и общественной деятельности».

Как установило расследование независимого интернет-издания Meduza, содействовать коммерческой деятельности, связанной с РПЦ, «Пересвет» и правда начал. В нем открыли свои счета компании, которые получили таможенные льготы на ввоз в Россию сигарет, - прибыль от этих операций должна была идти на поддержку РПЦ. Также в банке обслуживался производитель воды «Святой источник». Кроме того, «Пересвет» по просьбе Кирилла выдал 150 миллионов долларов кредита на освоение месторождения алмазов в Архангельской области.

Однако после серии скандалов с церковными льготами на ввоз табака митрополит Кирилл потерял интерес к бизнесу. Он продолжал быть членом совета директоров «Пересвета», однако доля церкви в банке была размыта. Но, как говорится, свято место пусто не бывает. И в "Пересвет" потекли деньги крупных гражданских компаний - той же РЖД, бывший глава которой В. Якунин был и есть человеком от власти, наиболее близким к митрополиту Кириллу. Они уверовали, что особый статус РПЦ и ее близость к Кремлю убережет их от всякого рода рисков. «В «Пересвете» по данным газеты "Ведомости" были очень крупные вкладчики, в основном, топ-менеджеры его компаний-клиентов. В банке, в основном, держали деньги «все свои» и случайных людей или компаний там практически не было: «Пересвет» – закрытый банк, он не привлекал розничных клиентов с улицы".

Однако надежды на получение гарантированных прибылей у vip- клиентов не оправдались. Банк обанкротился.

О том, что в «Пересвете» не все спокойно, стало известно в начале октября этого года. Выяснилось, что он регулярно выдавал высокорисковые кредиты. Так, рейтинговое агентство Fitch, проверив самых крупных заемщиков «Пересвета», определило, что банк дал в долг 12 млрд рублей компаниям, которые не располагали реальными активами.

"Пересвет» не чурался ничего. Он вкладывал деньги и в сомнительные венчурные фонды, которые занимались и разведением пчел, и производством рисовой шелухи. Но, как справедливо сказал один из предпринимателей, получивших деньги от "Пересвета", «если куриное говно не превратится в электроэнергию, в дураках останется только банк, а точнее - его вкладчики».

После вердикта Fitch cвое слово сказало и агентство Standard & Poorʼs, которое понизило рейтинг банка до CCC. Это равнозначно тому, что кредитная организация находится на грани банкротства. В тот же день банк практически перестал проводить платежи юридических лиц, а вскоре и ограничил выдачу вкладов до 100 тыс рублей и $1,5 тысяч. Тогда же среди его клиентов началась паника. Масла в огонь подлила отмена размещения облигаций «Пересвета», которое было запланировано на середину октября. Причина в том, что инвесторы засомневались, смогут ли что-нибудь заработать на этих бумагах.

Сейчас в крупнейшем банке РПЦ проводится санация и вводится внешнее управление. Вывод у простых российских граждан напрашивается один. Если уж святые отцы не удержались от рискованных, порой мошеннических сделок, то что тогда взять с наследников Феликса Дзержинского, людей по определению основателя ЧК с "холодными головами" и "горячими сердцами"? Да лишь "какие-то" восемь с половиной миллиардов рублей. А все оттого, что их органы поменялись местами - голова стала горячей, а сердце - холодным.