«Если власть в Узбекистане будет стабильной, семья Каримовых останется в стране» эксклюзив

Беседовал Акпер Гасанов

Новым президентом Узбекистана, как и ожидалось, стал главный фаворит гонки, преемник Каримова Шавкат Мирзияев. На состоявшихся в воскресенье выборах за него проголосовало 88,61% избирателей. Что изменится в Узбекистане при новом главе государства и каковы будут внешнеполитические ориентиры ведущей центральноазиатской страны? Как приход Ш.Мирзияева к власти отразится на ближайшем окружении И.Каримова?

На эти и иные вопросы в интервью Haqqin.az отвечает известный узбекский политолог Камолиддин Раббимов.

- Как вы оцениваете  итоги президентских выборов в Узебекистане, в чем секрет победы Шавката Мирзияева?

- Нет никаких оснований сомневаться в победе Шавката Мирзияева. Важно понимание общественного сознания в Узбекистане - в результате почти 25-летнего правления Ислама Каримова у граждан притупилось чувство соучастия в политических процессах своей страны.

В то же время, как это не покажется парадоксальным на первый взгляд, смерть Каримова стала неожиданностью для очень большого числа жителей республики. Подавляющее большинство граждан Узбекистана до сих пор не осознали того, что эпоха Каримова уже прошла. Поэтому именно фактор «продолжателя дела Ислама Каримова» сыграл ключевую роль в победе Шавката Мирзияева. Важно также отметить, что новоизбранный президент – политик достаточно гибкий. Он занимал пост премьера при Исламе Каримове аж 14 лет с декабря 2003 года!

Свою роль также сыграл и фактор больших надежд, связанных с новой властью. Люди готовы были голосовать за кого угодно, лишь бы наступили реальные перемены. И определенные перемены уже есть. К примеру, впервые за четверть века, ОБСЕ направил в Узбекистан полноценную делегацию для наблюдения за выборами в количестве 285 человек. Ранее численность таких делегаций составляла 20-25 человек.

- Выборы состоялись, президент избран. А как Вы оцениваете нынешнюю социально-экономическую ситуацию в стране? Как новый глава государства собирается решить накопившиеся экономические проблемы?

- Проблемы, стоящие перед нашей страной, носят системный, комплексный, фундаментальный и повсеместный характер. Социальные, экономические, экологические, политические и геополитические проблемы страны настолько велики, что сложно их перечислить. Взять хотя бы следующие: высокую безработицу, низкие заработные платы, отсутствие в реальности предусмотренного Конституцией социального института «прожиточного минимума», тысячи заключенных по религиозно-политическим мотивам, изрядно подпорченная международная  репутация Узбекистана. Это все то, над чем должен будет сконцентрироваться новый президент нашей страны.

Кроме этого, очевидно же, что внешняя политика любого государства является логическим продолжением его внутренней политики. Хотя, безусловно, главный приоритет любой власти – это понимание проблем и умонастроений своих избирателей, граждан. Так что, как хозяйственник, Мирзияев будет вынужден больше концентрироваться на социально-экономических проблемах страны.

- Хотелось бы понять, какой в целом будет внешняя политика Узбекистана и  можно ли говорить о налаживании отношений с Турцией?

- При новой власти Узбекистан скорее всего перейдет к политике усиления своей внешнеполитической активности. Это найдет свое отражение и в выстраивании отношений с Турцией. Очень хотелось бы, чтобы эти отношения переросли в стадию стратегического партнерства, а может. и стратегического союзничества. Но в условиях, когда Узбекистан не в состоянии брать на себя стратегические инициативы в сближении двух братских государств, именно Анкара должна найти в себе силу и мудрость для налаживания взаимоотношений, устранения барьеров в деле укрепления стратегической дружбы.

Уход Каримова – это тот политический момент, которым можно и нужно воспользоваться для наращивания темпов стратегического сближения. Противников такого сценария будет более чем достаточно как среди политиков, так и среди государств. Но Ташкент и Анкара должны руководствоваться стратегическим видением, нацеленным на века и тысячелетия, упорно продвигая идею всестороннего углубления отношений между нашими странами.

- Резюмирующий, также очень важный вопрос. Внесена ли окончательная ясность в вопрос будущего семьи Каримова и, в особенности, его дочери Гульнары?

- Думаю, в ближайший год-полтора, все-таки внутри семьи Каримовых будет найдет консенсус касательно статуса Гульнары Каримовой. А сейчас она официально находится под «домашним  арестом». Это целесообразно с точки зрения попыток возвращения замороженных на Западе средств Гульнары Каримовой.

Однако как только окончательно, отрицательно или положительно разрешится судьба этих сотен миллионов долларов, Шавкат Мирзияев может официально «амнистировать» Гульнару, и вернуть ей часть социального и политического статуса. Новые власти тоже заинтересованы в том, чтобы побыстрее закрыть вопрос Гульнары Каримовой. Хотя безусловно ее окончательную судьбу решит мама Гульнары. Что же касается остальных членов семьи, то если власть Шавката Мирзияева будет стабильной, семья Каримова останется в Узбекистане и будет окружена почетом. В противном случае они переберутся на Запад.