Еще один армянский активист присоединился к Бакинской платформе Армен Вирабян: «Я бежал из ада в Ереване»

Беседовали Эйнулла Фатуллаев, Заур Расулзаде

Итак, вслед за Ваге Аветяном, Сюзан Джагинян, Вааном Мартиросяном бакинскую платформу о создании армяно-азербайджанского миротворчества поддержал еще один гражданский активист из Еревана – Армен Вирабян.

А.Вирабян был в первых рядах протестного «Электромайдана» и доверенным лицом лидера армянской оппозиции, кандидата в президенты Раффи Ованнисяна. Однако гражданский активист стал жертвой репрессий со стороны военной хунты Сержа Саргсяна, и вынужден был бежать в Германию.

А.Вирабян, как и тысячи армян, считает, что режим Саргсяна манипулирует карабахским конфликтом в интересах личной власти и препятствует восстановлению мира и стабильности в регионе.

В самые ближайшие дни А.Вирабян подпишет Бакинскую декларацию по созданию армяно-азербайджанской мирной платформы, и таким образом станет четвертым гражданским активистом из Армении, поддержавшим мирное урегулирование конфликта.

А сегодня А.Вирабян ответил на вопросы haqqin.az и рассказал об истории своих злоключений в Ереване.

- Если не против, расскажите немного о себе.

- Родился в 1985 году, окончил Ереванский финансово-экономический институт, работал в нескольких НПО. Затем получил экономическое и политологическое образование в Швеции и Германии. После возвращения в Ереван учился в тамошнем Американском университете. Владею английским, русским, шведским, немецким языками.

- С какого времени участвуете в политической деятельности?

- Вскоре после возвращения из Швеции в 2011 году я активно подключился к политической жизни страны. Нередко работал наблюдателем на выборах, участвовал в демонстрациях и митингах. Являлся доверенным лицом кандидата в президенты Армении Раффи Ованнисяна.

- А в антиправительственных митингах?

- Да, я принимал участие в подобных акциях еще при Кочаряне. Потом был одним из инициаторов и активистов «Элетромайдана».

- Что вас подвигло встать на сторону оппозиции?

- Потому что я сразу понял, что существующий режим чрезвычайно коррумпирован. Маскируясь под демократию, власти, по сути, действуют против человека, против собственного народа. Коррупция, преступления, человеконенавистничество правящего ныне режима тянут нашу страну на дно.

Система образования, тяжелая ситуация в военной сфере, промышленности и т.д., в целом, страна, где образованный человек, специалист в своей сфере остается не у дел, сыновья коррупционеров и олигархов занимают высокие должности, разъезжают на дорогих машинах, в то время как дети интеллигентов нищенствуют, не может иметь никаких перспектив. Эта серая беспросветная аура. Все богатства Армении давно проданы Западу и России. Это самое настоящее беззаконие и бесстыдная вакханалия.

- Думаете, что во главе этой системы стоит сам Саргсян? И насколько верно, что, как утверждают армянские власти, большинство населения Армении поддерживает нынешнюю власть?

- Точно так же, как и северокорейский народ поддерживает Ким Чен Ына. Не знаю, что там курит и вообще употребляет Саргсян, но это полный бред, рассчитанный на промывание мозгов, извините за выражение, у быдла. Не будут же власти признаваться, что общество их вовсе не жалует, ведь тогда возникнет резонный вопрос, а чем они в сущности занимаются?

Народ пока опасается, что когда Саргсян и его команда уйдут, в Армении наступит хаос. А президент это использует и продолжает промывать массам мозги. Он мастер влиять на психику людей, а тех, кто не поддается, тех убивают, терроризируют. Я слышал, что Шушаяна - активиста «Электромайдана» - избили до полусмерти, но он до сих пор не хочет говорить об этом.

- Как организатор «Электромайдана», скажите, почему эта массовая и решительная акция не достигла намеченной цели? Тогда ведь сотни тысяч армян вышли на улицы. Но потом накал протеста сошел почему-то "на нет".

- Подозреваю, что власти внедрили в наше движение своих агентов, а некоторых активистов попросту подкупили. К тому же многие испугались их угроз. В то же время такие люди, как Паруйр Айрикян, выступали за политизацию этого движения, и большая часть демонстрантов на этом настаивала. Не исключено, что власти специально использовали его для шантажа Москвы с целью получения от нее очередного транша.

- Почему вы уехали в Германию, не продолжив политическую борьбу в своей стране?

- В Армении все общественные организации под жестким контролем властей; там невозможно вести политическую деятельность. Лично мне власти много раз угрожали. Постоянной работы для меня тоже не было. Повсюду, куда я устраивался, власти оказывали давление на моих работодателей и я вынужден был увольняться. Лучше бы меня убили, чем так мучить. Я попросту вынужден был бежать из этого ада. Если бы остался в Армении, они точно сделали бы меня инвалидом.

- То есть, вам не дали работать в Армении. А какова была позиция Раффи Ованнисяна – он знал, что вас так притесняют?

- Нет, мы не были с ним так близко знакомы. А моего отца вообще отравили. После его переезда из России на него постоянно оказывали давление силовые структуры, а потом  отравили.

- Ваш отец тоже боролся с режимом Саргсяна?

- Мой отец был политическим активистом «Дашнакцутюн» в начале 1990-х. Левон Тер-Петросян тогда всех дашнаков пересажал, и мы вынуждены были выехать в Чехию. Но через некоторое время мы вернулись, а отец приехал лишь в 2006 году.

- В Армении много политических активистов арестовано?

- Да, очень многих арестовали. А других подкупили… Власти всех стараются купить, даже меня. За решеткой сейчас, без преувеличения, самые светлые головы Армении.

- На последних выборах вы поддержали Раффи Ованисяна?

- Я был доверенным лицом Ованнисяна, хотя и не состоял в его партии «Наследие». Я участвую только в тех организациях, где возможен прогресс.

- Как все же армяне терпят такой, по вашим словам, безудержный разгул диктатуры и коррупции?

- Люди запуганы, боятся, хотя многие не только разочарованы, но и возмущены. Был, к примеру, такой деятель - Артур Багдасарян, который всегда ратовал за интеграцию Армении в НАТО, ЕС. Я даже голосовал за него, а он продался властям и получил там какой-то пост, деньги. И Гегамян продался, оттого-то такое всеобщее разочарование.

- Как вы знаете, армянские и азербайджанские представители гражданского общества создали «Платформу для мира между Арменией и Азербайджаном». Вы бы хотели присоединиться к этой инициативе?

- Это прекрасная инициатива, хотя и несколько запоздалая. Разумеется, я ее поддерживаю. Очень важно, чтобы «Платформа мира» добилась полного прекращения огня между сторонами. Я мечтаю, чтобы в будущем Армения, Азербайджан и Грузия жили в одной конфедерации, как Швейцария.

- Вы не считаете, что Армения должна вернуть Агдам, Зангилан и другие оккупированные территории Азербайджана?

- Сначала мы должны освободить от оккупации Армению, а потом можем с удовольствием поговорить про Агдам.