В Армении заживо сжигали азербайджанцев Сенсационное расследование армянской журналистки

Армянская пропаганда, направляемая стоящим у власти в Армении «карабахским кланом», долгие годы упорно отрицает факт многочисленных убийств азербайджанцев в 80-х годах прошлого века в еще советской тогда Армении. Если послушать армянских пропагандистов, то получается, что 250-тысячная азербайджанская община Армении тихо-мирно собрала свои вещи, распродала свои жилища и в вагонах класса «люкс» переехала в Азербайджан. На худой конец, армянские геббельсы соглашаются признать пару-тройку убийств азербайджанцев в качестве ответа на Сумгаит. Однако армянская журналистка Мане Папян на свой страх и риск провела собственное расследование, результаты которого полностью опровергают армянскую пропаганду. Ее исследование однозначно свидетельствует, что убийства и изгнание азербайджанцев начались до событий в Сумгаите, а сам процесс организовывался и управлялся из Москвы.

М.Папян удалось пообщаться с живыми свидетелями убийств и депортации азербайджанцев из Армении. Само собой, что армянские масс-медиа не стали публиковать ее расследование. Отважилось на это лишь информационное агентство epress.am. Предлагаем вниманию читателей выдержки из материала, подготовленного армянской журналисткой.

«В этот день мы пришли в школу. Никого из учеников и учителей азербайджанцев не было. Спросили у директора школы Али Алескерова, где они, ответил, что все бежали из Армении на автобусах», – рассказывает бывший замдиректора по воспитательной работе интернациональной школы села Шаумян Гугаркского района (ныне Лорийская область) Римма Саргсян.

Было 26 февраля 1988 года, до сумгаитских событий оставалось еще два дня.

«Атмосфера страха царила и среди азербайджанцев, и среди армян. Сельские армяне очень боялись, что азербайджанцы отравят питьевую воду», – вспоминает тогдашний председатель колхоза «Ваагни» Степан Айвазян.

В первую очередь после сумгаитских событий в Гугаркском районе стали увольнять охранников-азербайджанцев, которые работали на стратегических объектах (водопроводы, электростанции).

В сохранившихся в личном архиве тогдашнего прокурора Кировакана (Ванадзор) Григория Шахвердяна документах говорится, что в общей сложности с марта по ноябрь 1988 года в Гугаркском районе уволили 624 азербайджанца.

Бывший член комитета «Карабах» Артур Сакунц отмечает, что когда ночью азербайджанцев на автомобилях вывозили из села Арджут, случалось, что армяне нападали на автоколонны.

В датированном 10.07.1989г. документе под названием «Межнациональные преступления в Кировакане» зафиксировано 42 случая: с марта 1988 года отмечались нападения на дома азербайджанцев, случаи избиений и грабежей. Для азербайджанцев опасно было находиться не только в своих домах, но и на работе: были случаи избиения коллегами, а также увольнения без объяснения причин. Азербайджанцев легко можно было найти на рынке, так как они составляли большинство торговцев, и их стали избивать и отбирать товар.

«У меня были адреса проживавших в Ванадзоре азербайджанцев, я предложил им всем связаться с нами, если возникнут проблемы. Однажды позвонила семья Кулиевых, сообщив, что неизвестные хотят выломать дверь. Я один отправился в этот дом, увидел, что дверь ломают топором, сумел предотвратить», – рассказал бывший прокурор города Григорий Шахвердян, который теперь удивляется, что в то время он не побоялся реагировать на подобные инциденты.

По его словам, в Кировакане тогда зафиксировали 7 случаев убийств азербайджанцев. Самой известной историей стало убийство Тельмана Гусейнова. «Около 22:00 27 ноября 1988 года в доме любовницы Ирины П. ножом и топором был убит Тельман Гусейнов. Местные следственные органы раскрыли преступление и арестовали несовершеннолетних Усика Марутяна и Тиграна Эвиняна», – отмечено в архиве прокурора.

Экс-прокурор Г. Шахвердян признает, что прокуратура оказалась в сложной ситуации. «Ружья были у всех подряд. Выросло число не только межнациональных преступлений, но и насилия в целом. Другой случай произошел в селе Шаумян. Мне сообщили, что жители, бьют ногами и пытаются сбросить со скалы какого-то азербайджанца (Касым К.). Добравшись до места, мы вступились за этого человека. С одной стороны рядом со мной была милиция, с другой – нацбезопасность, слева – изгородь, люди (армяне – ред.) напали на нас с незащищенной стороны. Мне рассказали, что я потерял сознание и меня унесли оттуда».

Документ из архива Шахвердяна: «28 ноября около 23:00 жители города Кировакан Мартун Похрадян и Гарник Тоноян нанесли телесные повреждения Гюлис и Чечнар Валиевым и потребовали, чтобы они освободили квартиру и отдали ее армянам. Хулиганы арестованы, уголовное дело рассматривается в суде».

Напряженность в Гугарке достигла своего апогея после событий в азербайджанском городе Кировабад (21-26 ноября 1988 г.). Основные события развернулись в селе Шаумян (близ Варданлы). По официальным данным, тогда убили 11 азербайджанцев. Этот случай получил большую огласку не только в Армении, но и за ее пределами: для выявления виновных из Москвы прибыла следственная группа из более чем 100 человек. Применили множество санкций: бюро горкома Гугарка уволило первого секретаря города Лаврентия Багдасаряна и председателя исполкома Самвела Газаряна, а также всю милицию Шаумяна.

Въезд в азербайджанские села, в том числе и в Шаумян, был заблокирован шлагбаумом и контролировался российскими солдатами. «В это время в селе шла настоящая война, были вооружены как азербайджанцы, так и наши. Из учеников нашей школы был убит один азербайджанец 9-го класса. Его сбросили в ущелье», – свидетельствует бывший замдиректора по воспитательной работе интернациональной школы Римма Саргсян.

«Подростка в ущелье сбросил Самвел В. из села Шаумян. Это подействовало на всех. В лесах вооруженная группа армян изгоняла азербайджанцев, которым удалось выйти к Маргаовиту и уйти», – вспоминает Степан Айвазян.

После двух месяцев поисков прибывшим из Москвы прокурорам и следователям удалось поймать Самвела, однако после четырех допросов им не удалось доказать его вину в убийстве школьника.

Учительница интернациональной школы в Шаумяне Зарвард Бекчян вспоминает: «Ребята приходили из города (Ванадзор) вооруженные, стреляли из окон автомобилей».

«Шли в село Шаумян во главе с Эдиком Мартиросяном. Трупы сжигали, чтобы их нельзя было опознать. Милиция обнаружила трупы, после чего завели уголовные дела в связи с инцидентами в Шаумяне, которые фактически сочли садизмом», – отмечает Степан Айвазян.

«У нас сожгли двоих: один азербайджанец бежал, пришел к школе, именно здесь, рядом с гаражами, его настигли армяне, сожгли», – рассказывает Римма Саргсян.

Шаумяновские преступления полностью не раскрыты, хотя некоторых фигурантов арестовали на сроки от нескольких месяцев до нескольких лет. Артур Сакунц отметил, что комитет «Карабах» почти в полном составе был арестован с декабря 1988г. В январе его вызвали в московскую прокуратуру на допрос в связи с событиями в Шаумяне, спрашивали, не комитет ли подстрекал к такому насилию. «Следователь Виктор Иванович сказал мне, что вскоре это дело будет закрыто, а комитет освободят. В мае членов комитета освободили, а дело закрыли. Это еще раз доказывает, что все регулировалось и руководилось Москвой», - говорится в расследовании Мане Папян.