Доллар как дамоклов меч над нашей головой Азербайджан, как всегда, прав

Эльнур Мамедов

Торговые войны, разрастающиеся в последние годы, достигли немыслимых масштабов. А конца им все еще не видно. Зато явно просматривается, как сегодня они переросли уже в технологические и валютные войны. Правда, пока за рамки экономических, к нашему счастью, эти войны не выходят, но разгорающиеся страсти основных инициаторов могут легко нарушить сложившуюся ситуацию. К тому же неизвестно, где возникнет первая искра, способная привести к страшному пожару. Вряд ли на это пойдут основные участники торговых войн, но вот раздуть пламя из этой искры они явно не откажутся.

К торговым войнам человечество привыкло, они ведутся испокон веков. Но сегодня они влекут за собой технологические и валютные войны. Так, торговое противостояние США - КНР в первую очередь и больнее всего ударило по высокотехнологической китайской компании Huawei. По словам президента РФ Владимира Путина, попытки монополизации новой технологической волны являются главным источником нестабильности в мире.

Монополия всегда означает концентрацию доходов у немногих за счет всех остальных. И в этом смысле попытки монополизировать новую технологическую волну, ограничить доступ к ее плодам выводят на совершенно новый, иной уровень проблему глобального неравенства как между странами и регионами, так и внутри самих государств. А это и есть главный источник нестабильности.

По сути, формируется или происходит попытка формировать два мира, пропасть между которыми постоянно растет. Посмотрите, у одних есть доступ к самым передовым системам образования, здравоохранения, к современным технологиям. А у других нет перспектив, шансов вырваться даже из нищеты, а кто-то и вовсе балансирует на грани выживания. Сегодня свыше 800 млн человек в мире не имеют доступа к питьевой воде, около 11% населения планеты недоедает. "Система, если в ее основе все более очевидная несправедливость, никогда не будет устойчивой и сбалансированной", - считает Путин.

Но особенно чувствительны для населения финансовые войны, которые приводят к росту инфляции, девальвации нацвалют в слаборазвитых странах. Хотя сегодня эта проблема стоит и перед развитыми странами, глобальный доллар висит над миром как дамоклов меч, грозя пасть на голову всякому правительству, осмелившемуся его ослушаться. Став мировой резервной валютой, доллар США превратился сегодня в инструмент давления страны-эмитента на весь остальной мир. И это ошибка финансовых властей США, которые подрывают свои преимущества, созданные при создании Бреттон-Вудской системы. Доверие к доллару падает. И примеров тому много.

В противостоянии Китая и США у Поднебесной больше возможностей для изменения курса. Еще в прошлом году Народный банк Китая начал активно девальвировать юань. Сейчас китайская валюта торгуется вблизи отметки 7 юаней за доллар. Многие эксперты считают, что это очень важный психологический уровень, пробой которого можно вызвать панику, однако в самом регуляторе заявили, что никакой так называемой "красной зоны" нет. Но в таком заявлении ничего нового нет, собственно говоря, именно подобная денежная политика Пекина и вызвала гнев Вашингтона, когда Народный банк стал активно использовать этот инструмент для повышения экспортного потенциала своей страны. Но и это не единственная уловка КНР.

Пекин наращивает золотой запас самыми быстрыми с января 2016 года  темпами. Эксперты отмечают, что это диверсификация по отношению к доллару США, особенно с учетом торговой напряженности и потенциальной "холодной технологической войны", которая уже разгорается. Здесь прекрасно знают, что у золота ни перед кем нет обязательств. Стоит отметить, что это шестой подряд месяц закупок Пекином золота, после того как он делал паузу в сентябре 2016 года. И если реальный объем золотого запаса КНР до сих пор вызывает споры, то сейчас китайское правительство ежемесячно открыто сообщает о покупке драгметалла. А это демонстрирует решительный курс правительства на диверсификацию и уход от долларовых активов. Правда, это может привести к подорожанию золота на мировом рынке, но война есть война, если даже она валютная.

Не смогла остаться в стороне от валютных войн и Европа, где мы думаем, что все хорошо. Несмотря на масштабные стимулы и отрицательные ставки, рынок еврозоны подает самый серьезный дефляционный сигнал с момента создания зоны евро. Трейдеры потеряли веру в ЕЦБ и не обращают внимания даже на достаточно мягкую тональность заявлений регулятора. Глава ЕЦБ Марио Драги дал понять, что готов прибегнуть к запуску чрезвычайных стимулов в случае углубления спада в мировой торговле и ускорения глобального экономического спада. Но ценообразование фьючерсных контрактов показывает, что рынки не верят в способность ЕЦБ приблизиться к достижению целевого показателя по инфляции на отметке 2% в течение следующего десятилетия.

По большому счету, это вердикт о недоверии к денежно-кредитному менеджменту Евробанка, имеющий опасные макроэкономические последствия. Рынок уже не верит в целостность еврозоны, огромные объемы капитала устремляются в облигации Германии, где доходность уже находится на уровне минус 0,25%. В соседней России пытаются противопоставить санкциям национальные проекты для поддержки темпов роста экономики. Но здесь по-прежнему без нефти прогнозы строить бессмысленно. А прогнозы по самой нефти тем временем сами не подаются никаким прогнозам. И может, прав Азербайджан, удерживающий на таком фоне курс маната на стабильном уровне – 1,7 маната за доллар. Так можно спокойно продержаться до чрезвычайно глубоких потрясений мирового рынка, которых, думается, все же удастся избежать.